Презентация для родителей Школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация Это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. Реакции ребенка. Я Устал! Со мной никто не дружит! Не хочу учиться! В школе скучно! Хочу играть , а не учиться! Не успеваю на контрольной Боюсь выходить к доске Часто болею Часто болит голова Не люблю читать Проявления дезадаптации: снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу;ухудшение успеваемости;медленный темп усвоения учебного материала;неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность; неуверенность в себе; конфликтность. Факторы риска развития дезадаптация соматическая ослабленность;ММД;особенности темперамента;личностные особенности ребенка; особенности саморегуляции поведения,уровень тревожности,высокая интеллектуальная активность Формы проявления школьной дезадаптации. Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия Несформированность навыков учебной деятельности. – педагогическая запущенность;– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Плохая успеваемость по всем предметам. Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям Формы проявления школьной дезадаптации/ Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. – неправильное воспитание в семье– потворствующая гипопротекция; – доминирующая гиперпротекция. Неорганизован-ность, невниматель-ность, зависимость от взрослых, ведомость. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Формы проявления школьной дезадаптации/ Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность). – неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;– ММД;– общая соматическая ослабленность;– задержка развития;– слабый тип нервной системы. Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика. Формы проявления школьной дезадаптации/ Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его. Страхи, тревожность. Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. Формы проявления школьной дезадаптации/ Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия Несформирован-ность школьной мотивации, направлен-ность на нешкольные виды деятельности. – стремление родителей "инфантилизи-ровать" ребенка; – психологическая неготовность к обучению в школе;– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома. Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Профилактика школьной дезадаптации Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации;Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому; Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Профилактика школьной дезадаптации При необходимости использовать консультативную помощь детского психоневролога; Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.