Презентация по русскому языку на тему Стили речи.Типы речи(9 класс)


Текст. Стили речи. Типы речи Обращаться с языкомкое-как- значит имыслить кое-как:неточно, приблизи-тельно, неверно А.Н.Толстой Текст- ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение  Текст- высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности Текст Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности. Текст может состоять и из одного слова.  Текст- от лат.textus- сплетение, соединение, ткань Основные признаки текста: связность, единство, целостность, завершенность, выраженность(всегда выражен в устной или письменной форме),ограниченность(имеет четкие границы),упорядоченность, членимость, содержание соотносится с темой Стили речи Книжные стили: Разговорный1)научный2)публицистический3)официально-деловой4)язык художественной литературы Разговорный: функция: общение сфера применения: неофициальная обстановка, диалоги, дружеские послания, письма, беседы и т.д.задачи речи: обмен мнениями, мыслями с близкими или знакомыми людьмихарактеристика высказывания: непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи языковые средства: эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов- обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсия и пр. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: функция: изложение научной информациисфера применения: учебники, лекции, книги, доклады, статьи и пр.задача: сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений науки и техники, сообщение о ниххарактеристика высказывания: точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности языковые средства: книжная и спец. лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы мн. Числа: деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые осложненные предложения и пр. Официально-деловой: Функция: точная передача деловой функция: точная передача деловой информациисфера применения: деловые бумаги(объявления, заявления, отчеты, справки, расписки, договоры, пр.)задачи речи: сообщение сведений, имеющих деловое информационное значениехарактеристика высказывания: строгость, точность, официальность, бесстрастность языковые средства: использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительного над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами и пр. Публицистический: функция:воздействие, агитация и пропагандасфера применения: выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы(газеты, журналы, радио и пр.)задачи: передача информации об актуальных вопросах современной жизнихарактеристика высказывания: призывность, лаконичность, страстность Функция: изложение научной информации языковые средства: использование лексики разных пластов; общественно- политическая лексика; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно- выразительные средства языка(эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), риторические вопросы, обращения, синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, пр. Стиль художественной литературы: функция: художественное воздействиесфера применения: художественные произведениязадачи речи: воздействие путем словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.характеристика высказывания: образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи языковые средства: сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно- выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т.д. Типы речи: ПовествованиеОписаниеРассуждение Повествование -Что происходит с человеком, предметом?-О событиях и действиях-Вступление, завязка, развитие действия, кульминация. развязка-Использование слов, подчеркивающих последовательность действий(сначала, потом, затем, после этого…) -На какой вопрос дается ответ в тексте?-О чем говорится в тексте?-Строение текста-Языковые особенности Описание -На какой вопрос дается ответ в тексте?-О чем говорится в тексте?-Строение текста-Языковые особенности Каков предмет, человек?-О признаках предмета, человека и т. д.-Общее впечатление (общий признак0 и отдельные признаки предмета, человека и т. д.. Возможен вывод-Использование прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо Рассуждение -На какой вопрос дается ответ в тексте?-О чем говорится в тексте?-Строение текста-Языковые особенности -Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе?-О причинах и следствиях какого- либо явления,с обытия-Строение текста:ТезисАргументыВыводы -Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств(во- первых, итак…) Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой Гораций, др.римский поэт