«Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности, через групповую работу на уроке»
Образование высшее Категория -1Пед. стаж 23 годаКл. рук-ство – 2 классТема педагогического опыта: «Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности, через групповую работу на уроке»Северо-Казахстанская область Аккайынский районЧаглинская средняя школаУчитель начальных классов Ефремова Ольга ВикторовнаПрофессиональные ценности:Не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться.Помогать каждому ученику проявлять и развивать его индивидуальные особенности.Моё педагогическое кредо:"Учение с увлечением, воспитание - с любовью и радостью"
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Актуальность опыта Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся, активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаЗадачи: Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельную деятельность, самоанализ, самоконтрольФормировать навыки определения ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбораСовершенствовать умение успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.) Разработать методическое пособие по теме опыта
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразностьДля реализации целей и задач, обучение осуществлялось по Учебной программе основного среднего образованияОсновная форма занятий – групповая работа на урокахФормы организации деятельности: групповая, парная, индивидуальнаяПриемы: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурмТехнологии обучения: проблемно-исследовательские
Краткое описание опыта: наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах, каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.Эффективность опыта в предоставлении учащимся возможности проявить творческие способности, применить свои знания, умения и навыки в дальнейшей образовательной деятельности
В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);-раздача дидактического материала;-планирование работы в группе;-индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);-сообщение о результатах работы группы;-общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
методы обучения в группе Групповая дискуссия Кооперативное обучение Мозговой штурм Изменения в практике Разнообразие уроковПовышение качества знанийучащихсяТесная связь с родителямиУверенность в себе
Правила организации групповой работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.Главные условия качественной работы группы взаимопонимание между членами группы; умение разрешать конфликты; вести грамотный, культурный диалог
Результативность опыта:Динамика учебных достижений учащихся
Техника чтения
Плюсы и минусы групповой работы- Повышается учебная и познавательная мотивация- Снижается уровень тревожности учащихся- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- Улучшается психологический климат в классе- Групповой работе надо сначала научить- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
- Устанавливать атмосферу сотрудничества на каждом урокеРазвивать у учащихся умение обучаться самостоятельноУчить детей мыслить критическиНаучить объективно оценивать свои знания и знания одноклассниковРазвивать коммуникативные навыки учащихсяСовершенствовать умение работать в группе1.Применение инновационныхтехнологий2. Анализ и оценка своей работы3. Диагностика4. Слабая материальная база5. Неготовность детейк обучениюПланы на будущееТрудности в работеЯ - учитель Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.