Всероссийский конкурс презентаций «Престиж моей профессии»
« Судоводитель» Престиж моей профессии Цель работы: Целью проекта является популяризации рабочей профессии среди выпускников школ города и Республики, повышение престижа и преимущества рабочих профессий. История зарождения флота Барка Люди создавали средства передвижения по воде с давних времён, когда человек обратил внимание, что дерево не тонет в воде и хорошо поддаётся обработке, т.е. дерево являлось для человека незаменимым строительным материалом для постройки средств передвижении по воде. Самым первым плавающим средством передвижения, по всей вероятности был плот, связка из трёх-четырёх брёвен. При этом брёвна связывались своими ветками. Но это было неуклюжее сооружение, трудно управляемое. На верхней Волге появились барки – дощатые суда, которые плавали только до Петербурга, где разбирались по прибытии. Их конструкция совершенствовалась и вскоре они стали основой деревянного флота. Судостроение постоянно развивалось, величина судов увеличивалась, улучшались и мореходные качества для плавания по огромным рекам и морям. Гусяны На небольшом притоке Оки – речке Гусь были построены беспалубные и плоскодонные, низкобортные суда – ГУСЯНЫ, которые плавали на мелководном окском бассейне. Вверх по Оке гусяны передвигались конной тягой, а из Москвы сплавлялись до Нижнего. Расшива Венцом древнего деревянного волжского судостроения явилась знаменитая волжская РАСШИВА. Корпус расшивы был более прочен по сравнению с другими судами, по всей длине и ширине расшива имела палубу. На плечах судна, на наружной части носового огнива для украшения вырезались разные фигуры или надписи, название судна или имя и фамилия его владельца, год постройки. Тихвинка Судостроители Поволжья при создании судов барочного типа «Тихвинка» использовали линии корпуса голландского гальота и применили его к местным условиям. Название получили эти суда от р.Тихвинка (приток р. Сясь) и г. Тихвина. Тихвинка имела закруглённые обводы подводной части, значительный подбор носовой и кормовой частей, поэтому была легка на ходу и имела меньшее сопротивление воды при буксировке. Строительство судов переместилось в Казань почти сразу же, после её покорения, Иван Грозный в Казани организовал службы, для борьбы с разбоем и пиратством на реке. В 1703 г. в Казани уже действовали кораблестроительные верфи, на которых строилось 380 судов, 40 из которых уже были готовы. В 1706 г. в Казань был направлен специальный командор с экипажем офицеров, матросов и мастеров для судостроения. При Петре 1 Казань начала строительство морских судов, было образовано казанское адмиралтейство в 1718 г. Суда строились в Верхнем и Нижнем Услонах Коноводки КОНОВОДКИ - эти суда появились в начале Х1Х века (в 1816 г.), которые передвигались по реке с использованием лошадей. Эти суда поднимались вверх против течения с помощью якорей. (якорная тяга) По преданиям первым изобретателем коноводки являлся Кулибин И.П. Кабестан КАБЕСТАН - это пароход, действующий попеременно водяными колёсами и завозными якорями при вождении барж против течения. Принцип их действия такой же, как у коноводки, но движущая сила – не лошади, а паровая машина. Бортовые колёса кабестана вращались только тогда, когда судно шло по течению вниз или маневрировало «Елизавета» Первый пароход в России сконструировал владелец чугунно-литейного завода в Петербурге Карл Берд. Длина судна 18,3 м., ширина – 4,6 м., осадка – 0,6 м.Вместо мачты на палубе возвышалась кирпичная труба, на которой можно было поднимать паруса. Гребные неуклюжие колёса располагались по бортам – ближе к носовой части судна. Летом 1815 г. это судно было испытано на Неве, а 3 ноября совершило рейс по линии Петербург – Кронштадт. Судно этого типа назвали «Стимботом» и дали первому русскому пароходу имя «Елизавета» - оно имело скорость 8,75 версты в час. С развитием судоходства и интенсивным строительством судов требовались квалифицированные судоводители и механики, поэтому генерал Баранов ещё в 1885 г. предложил судовладельцам организовать в Нижнем Новгороде речное училище., открытие которого состоялось 18 октября 1887 года. Множество пассажирских судов швартовались к причалам Нижнего Новгорода и, иногда, их собиралось по несколько штук на рейде. Строительство мощных ледоколов для России стало необходимым, привычным и престижным делом. С 1954 г. началось строительство серии из трёх ледоколов типа «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов» в Финляндии, а затем в 1960 г.серия из пяти мощных ледоколов типа «Москва».(1960), «Ленинград» (1961), «Киев» (1965), «Мурманск» (1968) и «Владивосток» (1969) Ледокол «Василий Прончишев» В 1957 г. на заводе «Красное Сормово» был спроектирован и построен под руководством главного конструктора Р.Е. Алексеева первый теплоход на подводных крыльях «Ракета», мощностью 800 л.с. , скорость 66 км/час с запасом топлива на 500 км. 25 августа 1957 г. «Ракета» совершила успешный рейс Горький – Казань, что предопределило дальнейшее развитие судов этого типа. Были построены: «Метеоры», «Восходы», «Кометы», «Колхиды», «Полесье», «Спутник», «Буревестник» и другие «Ракета» и « Метеор» Моя Родина- Чистополь Милый мой Чистополь, солнцем увенчанный,Чистополь город родной. Кама широкая в вечном движенииПлещет игривой волнойДали широкие, дали бескрайниеДарят всем людям покой Чистополь - город в садах утопающий Я восхищаюсь тобой !(Л.Кулибина. Песня о Чистополе.) Город расположен на левом берегу реки Кама. Вид на Каму завораживает. Желающим получить удовольствие от созерцания водной глади обязательно понравятся водные прогулки. Мои яркие впечатления и повлияли на выбор моей профессии. Моя мечта - бороздить водную гладь, управляя огромным белым теплоходом, подчинив своей воле 1000 лошадиных сил. Невзирая на то, что человек с лёгкостью уже может передвигаться в 3 измерениях, речной транспорт не утратил свой актуальности и не устарел. Ведь больше 70% нашей планеты покрыто водой, а для благополучного преодоления водных просторов нужны профессиональные навигаторы, которые отлично знают не только устройство своего судна, но и нравы переменчивой водной стихии. Судоводитель или навигатор – специалист, занимающийся кораблевождением, главной задачей которого является вождение судна по намеченному маршруту. Он не только занимается навигацией, но и также руководит действиями экипажа. Помимо знания лоции и всех технических аспектов судовождения, этот специалист обязан владеть познаниями, связанными с метеорологией и мореходной астрономией Эта профессия пользуется популярностью не только в водных просторах, но и на предприятиях речного местного пароходства. Специалист, имеющий дело с техникой и отвечающий за безопасность людей и багажа на борту должен уметь делать мгновенные расчёты и обладать техническим складом ума, иметь отличный глазомер В профессию привлекает не только романтика, но и присущий современной молодежи здоровый практицизм в решении жизненных проблем. Например, в процессе профориентации выпускники узнают, что диплом нашего колледжа признается во всех речных компаниях страны. Выпускники востребованы на внутреннем рынке труда. Сразу после окончания колледжа их ждет хорошая зарплата и обеспеченная жизнь, позволяющая достойно содержать семью. Говоря о качествах, которыми нужно обладать студенту: во-первых, он должен любить свою будущую профессию, понимать, что профессия судоводителя нелегка, но весьма почетная. Нам придется многое изучить, закрепить знания на практике и после окончания колледжа приступить к самостоятельному несению вахты на судне в должности вахтенного помощника капитана. Ну, а в дальнейшем можем стать и капитанами! Одно из главных качеств, которым должен обладать выпускник - ответственность. Ведь судно – это его будущий дом. Он обязан изучить и хорошо знать Устав, который нужно беспрекословно соблюдать. Дело в том, что работа на судне требует особой ответственности, дисциплинированности, потому что нужно быть готовым к любым нештатным ситуациям. Судоводитель – это управленец, он ответствен за жизнь экипажа и безопасность плавания. Ещё один важный компонент престижа профессии — это её востребованность на государственном уровне. Необходимые профессии не всегда кажутся интересными и перспективными. Если в обществе возникает дефицит тех или иных специалистов-то соответствующими властными структурами проводится работа по формированию положительного образа данной профессии. Независимо от того, что в нынешнем мире существует современное навигационное оборудование и число посадок на мель и аварий значительно уменьшилось, всё же главной причиной аварий остаются недочёты в управлении судном. Профессиональный судоводитель обязан не только знать все маневренные качества судна в теории, но и уметь руководить ими, делая прогнозы и принимая во внимание влияние течений и ветров. Несколько лет назад президентом РФ В. В. Путиным была подписана государственная программа «О возрождении морского и речного флота России». На стапелях убыточных и простаивающих Российских заводов началось создание новых усовершенствованных пассажирских лайнеров, мощных речных толкачей и буксиров, современных морских танкеров и других видов судов. И нам, нынешним курсантам, управлять этим могучим российским флотом. Всегда и везде моя профессия будет востребована. Человек никогда не устает смотреть на огонь, звездное небо над головой и воду. Что бы всю жизнь наслаждаться никогда не меркнущей красотой рек, озер, морей и еще получать за это очень хорошую зарплату, нужно освоить одну из самых романтичных, востребованных, сложных и потрясающе интересных профессий – судоводитель. Но какой бы сложной не выдалась вахта у судоводителя, всю усталость, как водой снимет, стоит только вновь окинуть речные просторы, вдохнуть аромат речной волны… Нам сродни Айвазовский и Грин,Идем на пролом через ветры.И наматываются на винт Усталые километры.Потихоньку уносит водаПыль веков в ручейке голубомРеки наша Любовь и СудьбаРеки наша семья и дом. Мы похожи на Дон Кихота,Душно нам в городских корпусах.Путешествия нам в «охоту»Ищем Алые паруса.Пермь, Москва, Петербург и РостовВремя тихо крадется как рысь.Нас приветствуя, руки мостовГорода поднимают ввысь! В.А.Белов