Презентация по обществознанию на тему Главные вопросы экономики ( 8 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Главные вопросы экономики» § 12 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Груберг Олеся Владимировна– учитель истории и обществознания Цель урока: Познакомиться с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем. План урока: 1. Нужно ли регулировать производство?2. Экономическая система и ее функции.3. Типы экономических систем. Повторим ограничены безграничны Повторим Свободные блага Экономические блага Пошив одежды в ателье Вода из родника Энергия ветра Мороженное Ремонт квартиры Дождь Проезд в автобусе Освещение улиц Английский писатель Джордж Бернар Шоу (1856- 1950) – утверждал: « Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» 1. Нужно ли регулировать производство? 1. Прочитайте раздел учебника стр. 92-94., рассмотрите иллюстрации, определите главные вопросы экономики2. Поясните на примерах следующие положения: Экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг;2) Участники экономики вынуждены осуществлять рациональный выбор производства и потребления предоставляемых обществу благ;3) Производители вынуждены учитывать при организации производства запросы определенных потребителей благ. Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. 1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов. 2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор :Экономические ресурсы Технологии Место размещения предприятия Использование финансовых, технических затрат Трудовые ресурсы 3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ. 2. Экономическая система и ее функции. Различаются по 1) способу принятия решений2) типу собственности на экономические ресурсы3) Мотивации людей к труду Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т.е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить. 3. Типы экономических систем. Традиционная Командная Рыночная 1) Как и кем решаются главные вопросы экономики?2) Кому принадлежат экономические ресурсы (земля, капитал) ?3) Как распределяются блага?4) Каковы преимущества и недостатки различных систем ? 1. ТРАДИЦИОННАЯОснована на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии 2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе 3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение. 4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония.ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить? Д.З. § 12, стр. 99 вопросы, задание 1, повторить § 11. Использованный материал: 1. «Обществознание» 8 кл. учебник под ред. Боголюбова Л.Н. Изд. Просвещение, 2011 г. 2. Интернет-ресурс narod.ru