Презентация методической разработки по истории для 7 класса
Презентацияметодической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России 7 класс «ЭПОХА ПЕТРА I» Выполнила: учитель истории МОУ Красногорская СОШ Пильнинского р-на Атауллина Е.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа Красная Горка 2012г. Пояснительная записка Программа курса «История России» создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования . УМК по Истории России для 7 класса : учебник А.А. Данилова , Л. Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век» и Методические рекомендации. Пособие для учителя» К. А. Соловьев, Б.Н.Серов. Актуальность темы. Реформы Петра I стали поворотным пунктом в судьбе России , затронули все области её жизни. В результате реформ Россия стала империей , своего рода феноменом истории, это привлекает внимание к теме и делает её актуальной Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Хронологические знания и умения: называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы; составлять хронологические и синхронистические таблицы;Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников , результаты важнейших исторических событий;Описание (реконструкция): рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;Анализ , объяснение: соотносить единичные исторические факты и общие явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; классифицировать события и явления по указанному признаку или определяя основания самостоятельно; объяснять смысл , значение важнейших исторических понятий ,излагать суждение о причинно-следственных связях событийВерсии ,оценки: излагать оценки событий, личностей; сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять и объяснять свое отношение к событиям и личностям истории;Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду;Проводить поиск необходимой информации в источниках, высказывать суждение о назначении и ценности источника; характеризовать взгляды автора источника и сравнивать данные разных источников. Цели и задачи изучения раздела Основные понятия и термины Регентство, двоецарствие, Немецкая слобода Мануфактура. Гвардия, медаль, волонтер Верфь, Великое посольство, брандер, лавра.Протекционизм, меркантилизм Рекруты, регулярная армия Генеральное сражение, редут,Янычары, фрегат, эскадра, десант Коллегия, генерал-прокурор, Губерния, Синод, Сенат, абсолютизмТабель о рангах, монополия Посессионные рабочие, экспорт, импорт, ревизия, подушная подать, майорат,политика патернализма, челобитная, Ведомости, Кунсткамера, АссамблеиАкадемия наук, лексикон, барокко Гравюра, кант, клавикорды Персоналии: ПетрIНикита ЗотовСимеон ПолоцкийЮрий КрижаничПатрик ГордонФранц ЛефортФ.А.ГоловинП.Б.ВозницынБ.П.ШереметьевП.И.ЯгужинскийА.Д.МеньшиковЮ.В.ДолгоруковВ.В.ГолицынН.П.РепнинА.И.ОстерманА.С.ШеинП.А.ТолстойФ.М.Апраксинцаревна СофьяЦаревич АлексейЕкатерина1К.А.Булавин Важнейшие даты и события 1695-1696 гг. – Азовские походы1697-1698 гг. - Великое посольство1700-1721 гг. - Северная война27 июня 1709 г.- Полтавская битва1721 г. - Ништадтский мир 1711 г. - Прутский поход1722-1723 гг. – Каспийский поход1703 г. – начало строительства Петербурга1711 г. – создание Сената1721 г. – создание Синода1725 г. – открытие Российской Академии наук Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся Ведущая педагогическая идея опыта- создание условий в учебной и воспитательной деятельности для проявления и развития сферы личностных функций учащихся, усвоения содержания исторического образования с учетом личностных возможностей и интересов .Её воплощение – это достижение тех конкретных целей, которые поставлены сегодня нормативными документами перед каждым педагогом-историком. 1. Технология полного усвоения знаний 2.Технология разноуровневого обучения 3. Технология модульного обучения 4. Технология коллективного взаимообучения 5. Технология организации проектной деятельности ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДАННОГО РАЗДЕЛА Система действий учащихся для развития: Памяти МышленияВниманияВосприятия ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ № Тема урока Тип урока Способы ,приемы организации учебной деятельности Развитие способностей 14 Предпосылки петровских преобразований. Россия на рубеже веков. Комбинированный урок Беседа, индивидуальные задания, эссе, работа в группах, конференция, работа с учебником, вариационная и динамическая работа в парах Умение сравнивать и анализировать , высказывать свое мнение , уметь составлять опорный конспект. Точность и оригинальность мышления, уметь доказывать свое мнение , уметь извлекать информацию из источника 15-16 Северная война. ( + военная и экономическая реформы) Урок-семинар Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа, эссе, работа с источником, индивидуальные задания умение находить причинно-следственные связи; умение составлять характеристику исторического события, исторических личностей. 17 Реформы ПетраI Комбинированный урок Индивидуальные задания, беседа, решение исторических заданий, составление опорных конспектов, дебаты, лекция Уметь сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы , коммуникабельность и толерантность . Уметь преобразовать знания в опорные сигналы и схемы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ № Тема урока Тип урока Способы ,приемы организации учебной деятельности Развитие способностей 18 Экономика России в первой четверти XVIIIв. Урок самостоятельной работы при изучении нового материала Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении, заполнение таблицы Способность выделить главное, умение устанавливать причинно-следственные связи, индивидуальные творческие способности 19 Народные движения в первой четверти XVIIIв. ( + социальные реформы) Проблемный урок Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа Беглость, гибкость, точность и оригиналь-ность мышления, зоркость при определении проблем, нестандартность мышления при выдвижении гипотез 20 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв.( + реформы в области просвещения ) Урок-исследование Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез, дифференциация, фронтальная и групповая работа Умение выделять главное и преобразовать знания в таблицу, индивидуальных творческих способностей, точность и оригинальность мышления 21 Обобщение «Россия при Петре I Повторительно-обобщающий урок Тестирование, работа в парах, индивидуальные карточки, устный зачет, эссе, беседа, дебаты Развитие коммуни-кабельности, способность вести диалог, умение высказывать свое мнение, индивидуальные творческие способности История России 7 классРаздел: «Эпоха ПетраI» Урок « Россия на рубеже веков» план Ход урока Детство ПетраДвоецарствие. Царевна СофьяНачало царствования ПетраПредпосылки преобразованийАзовские походыВеликое посольство 1697-1698 г.г.Закрепление материала Цель урока: освоение знаний, формирование представлений об особенностях развития России на рубеже XVII-XVIII веков , сформировать представление о личности ПетраЗадачи урока: 1. Учить осмысленному чтению и пониманию текста, услышанной информации. 2. Развивать умения формулировать понятия, сравнивать иллюстративный материал, делать выводы, сопоставлять биографические данные исторических деятелей.Оборудование урока: Мультимедийный проектор, экран, карта «Россия в конце 17 в.», портреты , индивидуальные карточки, памятки, 1. Детство Петра Заранее ученикам дано заданиеподготовить сообщения:Детство ПетраУчителя ПетраНемецкая слобода Воспитатели Петра
Фёдор Алексеевич Романов Никита Зотов обучает юного Петра I 2.Двоецарствие. Царевна Софья Двоецарствие. Регенство Софьи
Иван (в профиль) и Пётр Алексеевичи Царевна Софья Алексеевна Регенство – временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха Немецкая слобода Немецкая слобода появилась на окраине Москвы. Она состояла из 200 дворов, в которых проживало около 1500 человек. Это были иностранные специалисты и их семьи. Немцами называли тогда всех западноевропейцев.Голландец Тиммерман учил Петра арифметике, Геометрии и фортификации, Брандт обучал Петра плаванию под парусами. Шотландец Гордон и швейцарец Лефорт обучали его военному делу. 3. Начало царствования Петра Начало самостоятельного царствования Петра. 1689 г. Пётр Первый скачет в Троицкую лавру, спасаясь от сестры Софьи Троице-Сергиева Лавра Лавра – название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху. Новодевичий монастырь По указанию Петра, Софья была заточена в Новодевичий монастырь в 1689 г., где провела 15 лет. Умерла она в 1704 г. 4.Предпосылки петровских преобразований Работа с учебником в группах, дано задание : Выделить из текста учебника и документов предпосылки преобразований и разделить их на экономические, политические и культурные ( составление таблицы) Необходимость переустройства армииНеобходимость замены системы налоговОтсутствие собственной промышленностиНесовершенство системы приказовНеобходимость развития образованияНесовершенство управленияОтсутствие единого судаОтсутствие годового бюджетаСлабая разведанность полезных ископаемыхОтсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра. Отсутствие флота (торгового и военного)Отсутствие выхода к морямОтсутствие колоний как источника богатств 5.Азовские походы Азов – турецкая крепость, закрывавшая России выход из Дона в Азовское море.I Поход – 1695 годI I Поход – 1696 год 1698г. Пильна Работа с контурными картами Недостатки в ходе первого Азовского похода были учтены Петром. На воронежских вервях был создан первый русский военный флот в составе 23 галер, 2 крупных кораблей, 4 брандеров, 1300 стругов.Галера – гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.Брандер – судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля.Струг – деревянное плоскодонное парусно-гребное судно, служившее для перевозки людей и грузов. Использовалось на реках и озёрах. Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом. Работа с понятиями Взятие русскими войсками и флотом Азова в 1696 г. Медаль в ознаменование взятия Азова. 1696 г.К числу нововведений Петровской эпохи относится учреждение орденов и медалей. Ранее награждали деньгами, дорогими тканями, ювелирными изделиями (кубками, ковшами и т. д.). 6. Великое посольство 1697-1698 г.г. Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын. Головин Ф. А. Лефорт Ф. Я. Исследовательская работа учеников, работа в парах Обучение Петра I в Европе В 1697 году Петр I снарядил "Великое посольство" в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. В Пруссии царь обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера. Изучать кораблестроение Петр направился в Голландию и в Амстердаме поступил работником на Ост-Индскую верфь. Во время пребывания в Европе Петр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетах. В 1698 году, получив известие о новом заговоре Софьи и восстании стрельцов, царь спешно вернулся в Россию. Утро стрелецкой казни. Художник В. И. Суриков Вопросы вариативно Как формировалась личность царя Петра?Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году?Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году? Дайте оценку Азовским походам Петра.В чем вы видите задачи и итоги Великого посольства Петра? Разгадайте кроссворд Тип армии, которой не было в России до Петра I. Друг Петра, один из руководителей Великого посольства. Страна, с которой воевал Петр в начале своего царствования. Гребное судно. Польский король, союзник Петра I. Место постройки первых русских военных кораблей. Село, давшее название гвардейскому полку. Учитель Петра I. Крепость, взятая русскими войсками в 1696 г. Задания 1. Правильно соотнесите события и даты.Начало правления Петра I 1698Восстание стрельцов на западной границе России 1682Взятие Азова 1695Начало Великого посольства 1696Первый Азовский поход 16972.Вставьте в текст пропущенные имена и даты.После смерти в году царя новым царём стал его младший брат 10-летний .Однако оставался ещё средний брат – слабоумный .После восстания стрельцов бояре были вынуждены провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть оказалась в руках их сестры царевны . Лишь в году сверг и стал править самостоятельно. До своей смерти в году его соправителем формально считался брат .3.Подчеркните, кто стоял во главе Великого посольства.Пётр, Головин, Софья, Лефорт, Возницын, Михайлов, Зотов. Домашнее задание & 12-13, карточки с заданиями Написать сочинение от имени жителя Преображенского «Каким я увидел молодого царя Петра» ПАМЯТКА ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? 2. К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?3. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.4. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? 5. Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности?6. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.7. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение? Урок 15-16 Северная война 1700-1721 гг.Начало (1700-1709 гг.) 19 августа 1700 г.Объявление войны Швеции 7 августа 1700 г.Капитулировала Дания 15 сентября 1700 г.Август II снял осадуРиги 19 ноября 1700 г.Поражение под Нарвой В 1706 г.Август IIкапитулировал Петр I сформировал новую армию иперевооружил ее 29 декабря 1701 г.Победа при Эрестфере (Б.П. Шереметев) Зимой 1702 г. захватили Мариенбург,Нотебург (Шлиссельбург), Ниеншанц 16 мая 1703 г. – основан Петербург Летом 1704 г. взяли Дерпт и Нарву,в 1705 г. – Митаву 28 сентября 1708 г.Битва при Лесной 27 июня 1709 г.ПОЛТАВА Шведские силы на суше были разгромленыКарл XII и Мазепа бежали в ТурциюБыл восстановлен Северный союзВ Северной войне произошел перелом 1708 г. Фрагмент урока « Северная война». Составление опорных конспектов Северная война 1700-1721 гг.Завершение (1710-1721 гг.) 1710 г.Взятие Риги, Выборга,Ревеля, Пярну, Кексгольма 1711 г.Прутский поход Потеря Азова и Таганрога,Высылка Карла XIIиз Турции 1713-1714 гг.Захват Финляндии 28 июля 1714 г.Битва у мыса Гангут 28 июля 1720 г.Битва у острова Гренгам 30 августа 1721 г – Ништадтский мирРоссия получила Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию ичасть Карелии Россияпрорубила«окно в Европу» Фрагмент урока 19 урок . Народные движения в первой четверти XVIIIв. Проблемный вопрос. Пётр I стремился возвысить Россию среди других европейских государств и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Почему же тогда в годы его правления постоянно происходили народные выступления? Работа в парах , оформление ответа в таблицу. Фрагмент урока. Урок 20. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв.Задание на урок Докажите, что в результате реформ Петра I, культурная жизнь страны кардинально изменилась. Упражнение «Живая линия» « Россия при Петре I » Проблемная задача: кто же он Пётр I,- просвещенный монарх, великий реформатор, выдающийся политический деятель или человек, грубо нарушивший исторический путь развития России, принёсший страдания тысячам людей?» В этом упражнении задействованы три канала восприятия информации учениками:1.Визуальный2.Аудиальный3.Кинестетический Фрагмент обобщающего урока « Россия при Петре I» Мои принципы Определить минимум знаний и умений по теме, необходимый для усвоения всеми. В качестве промежуточного контроля проводить проверочные работы, в которых проверяется данный минимум (они могут пересдаваться до тех пор, пока не усвоятся). Домашнее задание – вариативно. Не требуя обязательного заведения тетрадей на печатной основе, не отказываться от их проверки, если ребенок изъявил желание их заполнить. Детские обращения за дополнительным заданием не оставлять без отказа, но с учительской корректировкой на возможности обучающегося и необходимый результат усвоения. В планировании уроков в большой теме придерживаться принципа наращивания сложности и разнообразия видов заданий в соответствии с таксономией Блума Б.: Малоспособные, талантливые, обучающиеся составляющие большинство. Список литературы :Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII век. М.: Просвещение ,2007.Серов Б.Н., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России : конец XVI-XVIII век. 7 класс. -М.: ВАКО, 2006г.Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1991Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.:1998Павленко Н.И. ПетрI. М., 1976.Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России 7 класс, М.: Экзамен 2007.7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС 2003.Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС 2001.Личностно ориентированное обучение в школе . АГПИ .Арзамас 2008Интернет ресурсы http://www.schooledu.ruhttp://som.fio.ruhttp://it-n.ruhttp://www.hist.msu.ru/ER/index.htmlhttp://Lants.tellur.ru/history/klassics.htm.http://vivl.ru/http://all-photo.ru