Презентация на тему Развитие мелкой моторики-залог успешного обучения письму
Тема: «Развитие мелкой моторики - залог успешного обучения письму» Подготовила учитель-логопедМОУ СОШ № 5г.ГеоргиевскаБородина О.Н.2009 г.
Процесс письма очень сложен. Он связан с деятельностью всех участков коры головного мозга. К школьному возрасту у ребёнка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты.
Немало важно для формирования навыка требуется укрепление руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки.
Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс.
У первоклассников слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет.
Упражнения для развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций. 1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности). 2. Обведение по контуру. 3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). 4. Раскрашивание и штриховка. 5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
6. Конструирование и работа с мозаикой. 7. Выкладывание фигур из спичек (пало- чек). 8. Выполнение пальчиковой гимнастики. 9. Освоение ремесел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером).
Игры для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений). 1. Игры с мячом. 2. Игры с резинкой. 3. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.). 4. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений. 5. Занятия танцами. Аэробика.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Пальчиковая гимнастика включает массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи как устной, так и письменной в дальнейшем.2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Дети учатся концентрировать свое внимание и пра- вильно его распределять.4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопро- вождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.5. Развивается память учащихся, т.к. они учатся за- поминать определенные положения рук и по- следовательность движений. 6. Развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети могут «рассказать руками» целые истории.7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это облегчает овладение навыком письма.
Занятие пальчиковой гимнастикой проходит в три этапа: - Разогревание рук; - Тренировка мышц; - Расслабление мышц.
Методика проведения пальчиковой гимнастики.А) Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы дети правильно воспроизводили и удерживали положение кисти или пальцев и правильно переключались с одного движения на другое.Б) Упражнения сначала отрабатываются одной рукой, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно. В) Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять игровые задания:
1 запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. 2 «рассказывать руками» сказки и маленькие истории.Помните! Любые упражнения будут эффективными только при регулярных занятиях.Занимайтесь ежедневно около 5 минут.Желаем удачи!