Презентация для педсовета Стандарты нового поколения
Стандарты второго поколения СоставительПроняшина Вера Викторовна, учитель географии МОУ СОШ №39г.о. Саранск ФГОС зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 и введен в действие с 1.01.2010 г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА При введении ФГОС второго поколения, осуществляется переход: От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно - подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности. Новые требования к образовательным результатам в предметной области «География» в свете ФГОС Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности. ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ?
Новая цель образования НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР Результаты обучения и научения К Где:З – знанияУ – уменияС – способностиЛ – личностные качестваК - компетентности С Л У З Компетентность и компетенции Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Ключевые компетенции, выделяемые в различных исследованиях Европейские исследования (В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран-подписантов Болонской декларации, в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускников вузов, 998 профессоров, 944 работодателя.) Выделены:Общие компетенции:Инструментальные,Межличностные,Системные;Специальные компетенции, разделенные по уровням. Ключевые компетенции (результаты европейского исследования) 1. Инструментальные способность к анализу и синтезу;способность к организации и планированию;базовые общие знания;базовые знания по профессии;коммуникативные навыки в родном языке;элементарные компьютерные навыки;навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);способность решать проблемы;способность принимать решения. Ключевые компетенции(результаты европейского исследования) 2.Межличностные способность к критике и самокритике;способность работать в команде;межличностные навыки;способность работать в междисциплинарной команде;способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;способность работать в международном контексте;приверженность этическим ценностям. Ключевые компетенции (результаты европейского исследования) 3.Системные способность применять знания на практике;исследовательские способности;способность к обучению;способность к адаптации к новым ситуациям;способность к генерации новых идей (творчеству);способность к лидерству;понимание культур и обычаев, других стран;способность работать автономно;способность к разработке проектов и их управлению;способность к инициативе и предпринимательству;ответственность за качество;волю к успеху. Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;Способность логично и последовательно представить освоенное знание;Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкованиеУмение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;Способность правильно использовать методы и техники дисциплины;Способность оценить качество исследований в данной предметной области;Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий. Выпускники второго уровня должны:Владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;Продемонстрировать оригинальность и творческий подход;Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники, форматы. Ключевые компетенции (И.А.Зимняя) В исследовании И.А.Зимней выделены следующие ключевые компетенции: здоровьесбережение, гражданственность, социальное взаимодействие, общение, информационные технологии. ФГОС НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВАОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯИ УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ Принципиальное отличие образовательных стандартов второго поколения:усиление их ориентации на результаты образования. Результаты освоения основных образовательных программ предметные,метапредметныеи личностные Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности получают конкретизацию преимущественно в Фундаментальном ядре содержания образования;примерных (базисных) программах по каждому предмету;в программе формирования универсальных учебных действий Личностные результаты получают конкретизацию преимущественно в комплексной программе социализации и воспитания обучающихся. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе общеобразовательного учреждения Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования. Обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ Являются планируемые результаты образования, которые формулируются на основании требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, представленных в стандарте;Планируемые результаты призваны отражать образовательные потребности региона, специфику образовательной программы образовательного учреждения, особенности контингента обучающихся; Планируемые результаты призваны отражать: образовательные потребности региона,специфику образовательной программы образовательного учреждения;особенности контингента обучающихся. В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы; В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.способность ориентироваться в мире профессий , в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника школы, которые подлежат проверке и аттестации, являются: овладение системой предметных знаний-умений, которые определены Требованиями к результатам и представлены в развернутом виде в Примерных программах обучения; Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации , являются: сформированность компонентов учебной деятельности (ориентация на обобщенные способы действий, выполнение /составление/ алгоритма действий, необходимого для решения учебной задачи; самоконтроль и самооценка); Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации , являются: набор универсальных учебных действий, необходимых для формирования общеучебных умений-навыков;наличие и характер общеучебных умений и навыков; Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации , являются: способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью; Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации, являются: знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста. В структуре предметных образовательных результатов можно выделить следующие компоненты: факты;конкретные сведения;ключевые понятия;отдельные (доступные пониманию школьника) связи и зависимости между объектами окружающего мира;отдельные (доступные) методы познания;культурологические сведения Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника школы, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации и не влияют на возможность продолжения образования, являются: познавательная активность, интерес школьников к учению, школе;сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру; применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;участие детей в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера; выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений. В основной школе главным результатом образования является: формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;подготовка к осознанному выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей. Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность;формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей; Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах;индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции; Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам;нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих. Виды внеучебной деятельности, доступные для реализации в школе: игровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);художественное творчество;социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);трудовая (производственная) деятельность;спортивно-оздоровительная деятельность;туристско-краеведческая деятельность.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Как воспитывать всесторонне развитую личность? Каким должен быть сам педагог? Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученикакомпетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урокакомпетентность в целеполагании учебной деятельностикомпетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучениикомпетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задачкомпетентность в разработке программ деятельности и поведениякомпетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.2 Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкиваетсяУмение построить индивидуализированную образовательную программуУмение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.3 Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания студента, включая изменение собственной позиции. Убежденность, что истина может быть не одна;Интерес к мнениям и позициям другихУчет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.4 Общая культура Определяет характер и стили педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позиции педагога в глазах обучающихся. Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;Знание материальных и духовных интересов молодежи;Возможность продемонстрировать свои достижения;Руководство кружками и секциями. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.5 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.6 Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимся. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,Позитивное настроение,Желание работать,Высокая профессиональная самооценка. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности 2.1 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учабном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. Знание образовательных стандартов и реализующих его программ;Осознание нетождественности темы урока и цели урока;Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности 2.2 Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Знание возрастных особенностей обучающегося;Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.1 Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. Знания возможностей конкретных учеников;Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.2 Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Знание многообразия педагогических оценок;Знакомство с литературой по данному вопросу;Владение (применение) различными методами оценивания. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.3 Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;Ориентация в культуре,Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.1 Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости ученика. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;Владение методами решения различных задач;Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.2 Компетентность в методах преподавания Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Знание нормативных методов и методик;Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;Использование в учебном процессе современных методов обучения. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.3 Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом);Использование знаний по психологии в организации учебного процесса;Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся;Владение методами социометрии;Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. Профессиональная любознательность;Умение пользоваться различными информационно поисковыми технологиями;Использование различных баз данных в образовательном процессе. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 5.1 Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Знание образовательных стандартов и примерных программ;Наличие персонально разработанных образовательных программ:а) Характеристика этих программ по содержанию, по источникам информацииб) По материальной базе, на которой должны реализовываться программы;в) По учету индивидуальных характеристик обучающихся.Обоснованность используемых образовательных программ. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 5.2 Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения:Как установить дисциплину;Как мотивировать академическую активность;Как вызвать интерес у конкретного ученика;Как обеспечить понимание и т.д.Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;Знание критериев достижения цели.Знание не типичных конфликтных ситуаций;Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;Развитость педагогического мышления. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.1 Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. Знание обучающихся;Компетентность в целеполаганииПредметная компетентность;Методическая компетентность;Готовность к сотрудничеству. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.2 Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. Знание того, что знают и понимают ученики;Свободное владение изучаемым материалом;Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;Демонстрация практического применения изучаемого материала;Опора на чувственное восприятие. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.3 Компетентность в педагогическом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке обучающегося. Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога. Знание функций педагогической оценки;Знание видов педагогической оценки;Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;Владение методами педагогического оценивания;Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.4 Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. Свободное владение учебным материалом;Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;Умение выявить уровень развития обучающихся;Владение методами объективного контроля и оценивания;Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи) Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.5 Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;Умение обосновать выбранные методы и средства обучения. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) № Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.6 Компетентность в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимся системой интеллектуальных операций Знание системы интеллектуальных операций;Владение интеллектуальными операциями;Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче. Благодарю за внимание.