Игровые технологии как средство развития младших школьников с ОВЗ
«Игровые технологии как средство развития младших школьников с ОВЗ»Подготовила: Курбатова Е.А, учитель нач. классовТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Человеческая культура возникла и развёртывается в игре. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся с ОВЗ осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Функции игровой деятельности социокультурное назначение межнациональной коммуникациисамореализации человека в игре коммуникативная диагностическая игротерапевтическая функция коррекции в игреразвлекательная
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими;б) игровые действия как средство реализации этих ролей;в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;г) реальные отношения между играющими;д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;учёт структуры дефекта;подбор игрового материала с постепенным усложнением;связь содержания игры с системой знаний ребенка;соответствие коррекционной цели занятия;учёт принципа смены видов деятельности;использование ярких, озвученных игрушек и пособий;соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а)Игра
На уроках математики:Игра “Больше, меньше, равно”Разбор по составу числа«6». Сторож кормит обезьян: сначала дал 5 бананов (ставлю рисунок с пятью бананами); затем еще 1 банан (ставлю рисунок с одним бананом). Таким образом, 5 + 1 = 6. Дети «записывают» у себя данную задачу на столе с помощью цифр. Игра “Накорми зверей в зоопарке” Игра “Найди лишнее число”Дид. цель : обобщение представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.Оборудование: карточки с набором чисел.Примерный материал:а) 1,2,4,5,7,8,10,0.б) 21,24,30,16,18,9.в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.
На уроках русского языка:Игра “Найди пару”Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка. К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:алфавит аккуратныйчистый кавалерияконница озорникшалун азбукаИгра “Найди слова в картине”Игра “Убежали гласные”Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
На уроках ОБЖ (окружающего мира)
б) Познавательные, воспитательные, развивающие
Пальчиковые тренажёры
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;«Подбери по цвету»
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические Ход игры: Представьте, что это костёр. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.По команде «руки замерзли» - протянули руки к коструПо команде «ой, какой большой костер» - машем рукамиПо команде «искры полетели» - хлопаем в ладошиПо команде «жарко» - отодвиньтесь от костраПо команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.«Костёр»Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование игр в учебном процессеУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Русский чтение развитие прогулка классный язык речи час(настольные, ( подвижные, дидакти-дидактичес- ческие, интеллект.кие ,интеллек- игры)туальные игры)
Основные группы игр:1) дидактические игры;а) словесная дидактическая игра«Лови-назови»Цель. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.Оборудование. Мяч.Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за ней?» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Учитель, произнося: «Весна, а за ней?», бросает мяч другому школьнику, таким образом, повторяются месяцы и дни недели.
Словесная дидактическая игра«Переехали на новую квартиру» Цель. Расширение круга употребляемых предлогов; развитие умения строить предложения с предлогами.Оборудование. У учителя картинки с изображением предметов мебели; на доске план комнаты с обозначением двери и окон. Ход игры. Учитель показывает картинку и спрашивает: «Где поставим этот предмет?» Ученик по вызову учителя (можно играть по рядам на очки) предлагает, например, поставить письменный стол у окна. Игровая фишка вручается каждому, кто правильно построил предложение с предлогом.
б) графический диктант«Назови животных»Цель: накопление словаря, закрепление правописания слов.З А Я Ц В Б К СЛ И С А О Е О ОЛ О С Ь Л Л Ш БТ И Г Р К К К АК А Б А Н А А КМ Е Д В Е Д Ь АО С Ё Л К О Н ЬСлова располагаются только по горизонтали и вертикали
в) графическое письмо Жили-были разноцветные Однажды они выбежали из и начали рисовать.Жёлтый карандаш нарисовал Они бегали возле Зелёный карандаш стал рисовать Красный и синий карандаши нарисовали
г) определение предметов и явлений по описанию«Назови цвета»Цель. Расширение словаря; формирование читательского восприятия.Оборудование. Напечатанные тексты.Ход игры. Для этой игры нужно, чтобы ребенок назвал каждое слово читаемого им текста – это вызывает некоторое удивление, но вместе с тем – и улыбку, незаметно помогая расширять словарный запас и формировать читательское восприятие. Коричневый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Побеждает тот, кто правильно назовет прочитанные цвета.
2) игры с дидактической задачей:а) настольные игры:ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и т.п.«Слова рассыпались»Цель. Расширение словарного запаса; тренировка внимания.Оборудование. Карточки с напечатанными словами.Ход игры.Ребята, сегодня вам предстоит выполнить очень сложное задание, ночью был ужасный ветер, он перепутал все буквы в словах, кроме первых – они правильные. Помогите буквам встать на свои места, тогда мы узнаем, какие слова здесь были зашифрованы.1. КЛАСОБА - КОЛБАСА2. СТИКРАТ - СТАРИК 3. КНАИГ - КНИГА
б) подвижные речевые игрыв) деловые игры
г) интеллектуальные игрыЗагадки-шутки1. Какой болезнью на земле никто не болеет? (морской)2. Может ли страус назвать себя птицей?(нет, так как он не умеет говорить)3. Что можно подержать только в правой руке? (левую руку)
Вывод:Проводя уроки и занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины), я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие, стремление быть быстрым, собранным, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на уроках и занятиях нет скучающих учеников.
Хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Информационные ресурсы1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1997.2. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 20065. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. - М., 2004.6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.7. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1993. 8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2006.Интернет ресурсы. www.pedsovet.org, www.prodlenka.org, www.calameo.com
Спасибо за внимание!