Презентация по русскому языку. Обособленные определения, или Портрет героя


Если ученик в школе не научился сам что-то делать, то и в жизни он будет только подражать Л.Н.Толстой согл..сова(н,нн)ые и (не)согл..сова(н,нн)ые определения, од..ноч(?)ные и ра..простр..нё(н,нн)ые обособле(н,нн)ые члены, опред..лительное слово, выр..зительность, точ(?)ность, д..таль, п..ртрет, г..рой, х..рактер, дв..жения, м..неры, мим..ка, оп..сание, пов..ствование. Словарь урока Тема урока Что нам могут рассказать обособленные определения, или портрет героя Согласованные и несогласованные определения, одиночные и распространённые обособленные члены, определительное слово, выразительность, точность, деталь, портрет, герой, характер, движения, манеры, мимика, описание, повествование. Критерии оценивания: «5» - нет ошибок; «4» – одна – две ошибки; «3» – три – четыре ошибки; «2» – пять и более ошибок! Не забудьте себя проверить! 1.Дать толкование слов: характер, герой, деталь, манеры, мимика. 2.Составить словосочетания с этими словами, охарактеризовать эти словосочетания. Индивидуальная работа. 1.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.2.Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.3.Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.4. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения.5. Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 6. Обособленными бывают только согласованные определения. 7. Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 8. Между двумя согласованными определениями, связанными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится. Модуль актуализации 1.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.2.Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.3.Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.4. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения.5. Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 6. Обособленными бывают только согласованные определения. 7. Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 8. Между двумя согласованными определениями, связанными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится. Модуль актуализации. Ответы. Модуль практический 1.В каком предложении есть обособленное определение. 1.За бегущей по горам Асей невозможно было угнаться.2. Окрылённая любовью героиня обретает новые силы, пытается верить в жизнь. 2.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Марья Ивановна всё ещё смущённая не могла поднять глаз на меня. Знаки препинания не расставлены. 1.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.2.Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины или уступки. 3. Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами, стоящие после определяемого слова 3.Найдите предложение, в котором определение, стоящее перед определяемым словом, должно быть обособлено. Знаки препинания не расставлены. 1.Она счастливая обнимала и целовала своего брата.2. Всегда доверявшая людям Лиза не могла допустить измены любимого.3. Подошедшая ко мне Ася улыбалась. 4.Укажите предложение, в котором употреблены два обособленных определения. Знаки препинания не расставлены. 1.Вот таким я увидел при встрече Асю весёлой и озорной.2. Весёлая и озорная Ася махала нам из верхнего окошка. Модуль практический. Ответы. 1.В каком предложении есть обособленное определение. 1.За бегущей по горам Асей невозможно было угнаться.2. Окрылённая любовью, героиня обретает новые силы, пытается верить в жизнь. 2.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Марья Ивановна, всё ещё смущённая, не могла поднять глаз на меня. 1.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.2.Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины или уступки. 3. Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами, стоящие после определяемого слова 3.Найдите предложение, в котором определение, стоящее перед определяемым словом, должно быть обособлено. Знаки препинания не расставлены. 1.Она счастливая обнимала и целовала своего брата.2. Всегда доверявшая людям, Лиза не могла допустить измены любимого.3. Подошедшая ко мне Ася улыбалась. 4.Укажите предложение, в котором употреблены два обособленных определения. Знаки препинания не расставлены. 1.Вот таким я увидел при встрече Асю, весёлой и озорной.2. Весёлая и озорная Ася махала нам из верхнего окошка. Девушка, которая с первого взгляда показалась мне очень милой, имела что-то своё, особенное. Лицо, которое побледнело несколько мгновений назад, приняло сосредоточенное, почти печальное выражениеРобкие взоры, которые бросала героиня на молодого человека, говорили о её кротком характере. Маша, которая расстроилась, но смирилась с решением родителей любимого, не идёт против сложившихся традиций. Конструкции-двойняшки Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным Простое предложение, осложнённое причастным оборотом Девушка, которая с первого взгляда показалась мне очень милой, имела что-то своё, особенное. Лицо, которое побледнело несколько мгновений назад, приняло сосредоточенное, почти печальное выражениеРобкие взоры, которые бросала героиня на молодого человека, говорили о её кротком характере. Маша, которая расстроилась, но смирилась с решением родителей любимого, не идёт против сложившихся традиций. Девушка, показавшаяся с первого взгляда мне очень милой, имела что-то своё, особенное.Лицо, побледневшее несколько мгновений назад, приняло сосредоточенное, почти печальное выражение.Робкие взоры, брошенные героиней на молодого человека, говорили о её кротком характере.Маша, расстроенная, но смирившаяся с решением родителей любимого, не идёт против сложившихся традиций. Ответы Обособленные определения помогают не только увидеть, описать, но и рассмотреть _ _, _ _, _ _, _ _, _ _ героя, сделать их более значимыми, увеличить их смысловую нагрузку. Предложения с обособленными определениями _ _, _ _. Прежде всего такие предложения свойственны _ _ речи, поэтому очень широко применяются в _ _ литературе, что помогает писателю, поэту в _ _ форме подробно живописать предмет речи. Лингвистическая минутка Я нарисую твой портретШтрихами легкого безумства.Твой бесподобный силуэтКогда-то назовут искусством.Я вылеплю тебя из сновПод звуки медленного танцаИ рифмою приятных словЗаставлю нежно улыбаться.Пройдут года, и пыль столетийПокроет мир у ног твоих.Останется лишь вдохновенье, Что написало этот стих. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, друг французского художника Николы Пуссена. Портре́т — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами. История портрета. Андре Фелибьен Никол Пуссен В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение, повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Это одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Я нарисую твой портретШтрихами легкого безумства.Твой бесподобный силуэтКогда-то назовут искусством.Я вылеплю тебя из сновПод звуки медленного танцаИ рифмою приятных словЗаставлю нежно улыбаться.Пройдут года, и пыль столетийПокроет мир у ног твоих.Останется лишь вдохновенье, Что написало этот стих. Образ Лизы обрисован автором подробно. Героиня чиста, наивна, бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших ее. Она скоро принимает в свое сердце Эраста. Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе девушки. На следующий день, когда Эраст не пришел, она бросила их в Москву-реку. Другая деталь - робкие взоры. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она не смогла заметить обман вокруг себя. Образ Лизы, искренний, правдивый, обрисован автором подроб­но. Героиня, унаследовавшая от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения, чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших её. Она, открытая естественным чувствам, скоро принимает в свое сердце Эраста. Добродетельная, Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе де­вушки. На сле­дующий день, когда Эраст не пришел, она, никому весь не продававшая ландыши, бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, брошенные героиней на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки, пылавшие, как заря в ясный летний ве­чер. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она, слишком доверившаяся и обнаружившая в изгибах своего сердца «нежнейшие чувствия», не смогла заметить обман вокруг себя. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши,», - так пишет А.С. Пушкин о Маше Мироновой. Постепенно между Петром Гриневым и Машей возникает взаимная симпатия, пе­реросшая в любовь. Маша, внимательная к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным. После тяжело­го ранения она, ни на минуту не отходившая от раненого, ухаживала за ним. Пушкин подчеркнул высокие духовные качества своей героини. Дочь коменданта, воспитанная в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против их брака, Маша, расстроенная, но сми­рившаяся с решением родителей любимого, не идёт против сложившихся традиций. В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры. Чувствующая ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия». Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу, испугавшуюся пушечного выстрела на именинах Василисы Егоровны, трусихой. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, девушка предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшаяся сиротой, лишённая дома, она сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считающая себя виновницей ареста Гринева и понимающая безвыходное его положение, Маша ре­шается ехать в Петербург просить милости у самой государыни. Так А. С. Пушкину удалось показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества русской женщины, под­час скрытые за её скромной внешностью. Честная, высоконравственная, чистая, Маша Миронова сумела победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь. Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Этим объясняется ее поведение. Застенчивая, она не умеет вести себя в обществе. После смерти отца девушка, оказавшаяся предоставленной самой себе, рано начинает задумываться над противоречиями жизни. В продолжение всего произведения Тургенев раскрывает ее образ: постепенно, не сразу рассказывает о ее человеческих качествах. Ася, худощавая, невысокого роста, со смугловатым круглым лицом и небольшим тонким носом, грациозно сложена и очень миловидна, но как будто не вполне еще развита. Во всем существе девушки проявляется энергия, какая-то безудержная, не позволявшая ей сидеть смирно. Ее поведение, вначале кажущееся странным, создает впечатление, что Ася каждый раз разыгрывает новый спектакль. Она предстает перед нами то как безудержная шалунья, то как чопорная и благовоспитанная барышня. Ее можно увидеть читающей книги, гуляющей по развалинам крепости, вышивающей. На самом деле это все — лишь отражение ее богатого внутреннего мира.Более близкое знакомство с Асей дает возможность понять, что она — искренняя, добрая, правдивая, умная девушка. Чуждая лжи, фальши и притворству, она не приемлет рамок и ограничений. Естественная, она отличается от других девушек своего времени.Полюбившая впервые, девушка не скрывает этого и признается своему избраннику в чувстве, захватившем ее душу и сердце. Она, нравственно чистая, искренняя, способная к сильным страстям, мечтающая о подвиге, оказывается на голову выше мужчины, которого полюбила. Окрылённая любовью, героиня обретает новые силы, пытается верить в жизнь. 1.В изобразительном искусстве для создания иллюстрации в произведении.2. В кинематографе для создания художественного общества. Где может быть использован портрет героя? V-уже знал+- узнал новое- - думал иначе?- не понятно, есть вопросы Название задания, темы, этапа урока V + ! ? Что такое бособленные определения Определения обособляются Определения не обособляются Синонимические конструкции Роль определений для создания портрета героя Инсерт(внести дополнения) Домашнее задание: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль обособленных определений в создании портрета героя» с опорой на один из предложенных текстов. Оцени себя сам Этап урока Оценка Словарная работа Верное утверждение Работа с таблицей Предложения-двойняшки Работа с текстом Устные ответы Итоговая оценка