Урок русского языка в 8 классе «Обособленные и необособленные обстоятельства в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»»


Четырнадцатое февраля.Классная работа. Обособленные и необособленные обстоятельства. Знаки выделения при них. Цели урока русского языка: Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются. НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИрассказа Л.Н.Толстого «После бала» Цели урока литературы: наблюдение над языковыми средствами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» , помогающими раскрыть нравственные проблемы, которые ставит автор перед читателем. Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Толстой? О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.) Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»? Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Словарный диктант Дли…ая история, царстве…ый вид ,румя…ое лицо,серебря…ые эполеты, с зачеса…ыми вперед височками, с украше…ой орденами грудью, восторже…ое умиление, стари…ые сапоги, обеща…ую кадриль, натопле…ые комнаты, насыще…ый водою снег, сморще…ое лицо,привяза…ый к ружьям человек, неестестве…ое тело, испуга…ый солдат, в засале…ом полушубке, пусты…ый переулок Словарный диктант Длинная история, царственный вид ,румяное лицо,серебряные эполеты, с зачесанными вперед височками, с украшенной орденами грудью, восторженное умиление, старинные сапоги, обещанную кадриль, натопленные комнаты, насыщенный водою снег, сморщенное лицо,привязанный к ружьям человек, неестественное тело, испуганный солдат, в засаленном полушубке, пустынный переулок Способ выражения обстоятельства 1.Одиночное деепричастие.2.Деепричастный оборот.3.Фразеологический оборот.4. Наречие. Не обособляются: обстоятельства, выраженные словами, близкими к наречиям:стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи, сидя, не глядя, играяфразеологическими оборотамикак за каменной стеной, спустя рукава и др. Алгоритм«Как определить обособленное обстоятельство» 1. Задать вопрос от глагола- сказуемого к обстоятельству.2.Определить, чем выражено.3.Поставить знаки по правилу. Найдите обособленное обстоятельство, объясните условие обособления При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Объясните, почему не всегда нужно обособлять одиночное деепричастие : Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Обособление одиночных деепричастий Одиночные деепричастия ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ, за исключением тех, которые ТЕСНО СВЯЗАНЫ СО СКАЗУЕМЫМ Состояние татарина:характеристика при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу,… подвигался ко мне, то опрокидываясь… , то падая наперед...; подвел ее ко мне, поцеловав в лоб; сказал, ласково улыбаясь; улыбаясь, вынул шпагу; сказал, улыбаясь втягивал в себя воздух, раздувая щеки;отвернулся, грозно и злобно нахмурившись. Полковник, отец Вареньки (характеристика внутреннего состояния при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) Иван Васильевич (характеристика внутреннего состояния при помощи деепричастий и деепричастных оборотов) вскакивал, не дожидаясь приглашения; сказал, отводя ее к месту, подавая ее белый дешевенький веер; (деепричастия подчеркивают возбужденное состояние героя, вызванное влюбленностью) не зная, куда смотреть, опустил глаза; (почему стыдно И.В., ведь он оказался лишь случайным свидетелем этой ужасной сцены?) Словарная работа дагерротипный портрет (Дагерроттип назван по имени французского художника и химика. Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mandй Daguerre) изобрел способ фотовоспроизведения (1839 г.), отличающийся от нынешнего тем, что в нем не было негатива. Изображение экспонировалось прямо на серебряную поверхность, обработаную парами иода (т.е. получался иодид серебра). До этого уже проводились разные опыты по фотографии, но отпечатки очень сильно выцветали. А способ Дагера позволял делать устойчивые к свету отпечатки, потому и стал первым методом, позволившим коммерческое использование. ), пю́совый "коричневый (о цвете одежды, шляпы)" (Мельников и др.). Из франц. рuсе – то же, собственно "цвета блохи": рuсе "блоха", народнолат. pulice(m)(Феронье́рка (фр. ferronniиre, нем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. )Шпицру́тен (нем. SpieЯrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний вXVII—XIX веках. Я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю.Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.  Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;  Проблема нравственного выбора человека;  Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.  Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.  « Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».  Помогли ли вам в постижении языка писателя и в определении проблематики рассказа обособленные и необособленные обстоятельства? Домашнее задание.Домашнее задание. Упражнение 379, *196 СПАСИБО ЗА УРОК!