Презентация по русскому языку Что изучает синтаксис и пунктуация 5 класс


Шестнадцатое декабряЧто изучают синтаксис и пунктуация Проверка домашнего заданияУпр.366 стр121Виктор Владимирович Виноградов(1895-1969)«Русский язык .Грамматическое учение о слове» Что такое грамматика? Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква. Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.

Разминка для глаз Что изучает морфология?Морфология-раздел науки о языке ,в котором слово изучается как часть речи.
Синтаксис Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:- способы соединения слов в словосочетания и предложения, - типы предложений и их строения.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация. Самостоятельно прочитайте материал учебника на странице 124. Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в.Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение? (Изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т.е. установить смысловые и грамматические связи).Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.)У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.

Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Пунктуация – punctum = точка (лат.)Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
В школе изучают 10 знаков препинания – точка? – вопросительный знак! – восклицательный знак…- многоточие, - запятая; - точка с запятой: - двоеточие- -тире( ) – скобки двойные (круглые)« » - кавычки двойные Из истории знаков препинания• Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.• Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”. К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин.
Расставьте, где нужно, запятые в стихотворной шутке.…кисель там варят из резиныТам шины делают из глиныКирпич там жгут из молокаТворог готовят из пескаСтекло там плавят из бетонаПлотины строят из картонаОбложки там из чугунаТам варят сталь из полотнаКроят рубахи из пластмассыПосуду делают из мясаКотлеты стряпают из сажи Там ваксу делают из пряжи Прядут там нитки из сукнаКостюмы шьют… …кисель там варят, из резиныТам шины делают, из глиныКирпич там жгут, из молокаТворог готовят ,из пескаСтекло там плавят, из бетонаПлотины строят ,из картонаОбложки там, из чугунаТам варят сталь, из полотнаКроят рубахи, из пластмассыПосуду делают, из мясаКотлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукнаКостюмы шьют… Физкультминутка Работа с учебником.Выполнение упр. 374, 375, 376,377 РефлексияУдалось решить поставленную задачу?- Каким способом?- Какие получили результаты?- Что нужно сделать ещё?- Где можно применить новые знания?- Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: § 49, упр. 378, ЗСП – 11.