Формирование функциональной грамотности учащихся в соответствии с Национальным планом действий РК на 2012-2016 года


Формирование функциональной грамотности учащихся в соответствии с Национальным планом действий РК на 2012 – 2016 года Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Задачи Национального плана: Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся, их научное миропонимание. Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы. Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений. Проблемы школьного обучения: школьники овладевают обрывочными сведениями о мире; учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам; узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека; учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами. Как учить? обновление средств обучения Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования При формировании грамотности учащихся, основной педагогической задачей , я считаю Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний. Особенности русского языка как учебного предмета Значение русского языка в том, что он позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя систему универсальных методов анализа; таким образом, появляется возможность сделать широкие обобщения и создать модели различных изучаемых процессов и приложений в различных областях знаний. Развивающее обучение Интегративное (синтезирующее) обучение Традиционное обучение Личностно- ориентированное обучение Типы обучения Типы обучения Интегрированный урок Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов: Русский язык – Физика. Русский язык - Биология. Русский язык - Математика Русский язык - Психология. Русский язык – Казахский язык Русский язык - Литература. лимит времени на изучение темы желание воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины противоречия в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках дублирование одного и того же материала в учебных программах и учебниках изучение законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности создание проблемной, развивающей методики обучения предмету изучение метапонятий (движение, время, развитие, величина и др.) демонстрация проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета Случаи использования интегрированного урока: На уроке мы должны осуществлять связь русского языка с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки русского языка с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира. На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления. ВЫВОДЫ Проблема формирования функциональной грамотности очень актуальна. Изучение современных теоретических положений и рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации образования говорит о его фрагментарности, обрывочности реализации. Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний. Л.С.Выготский (1896 – 1934) «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… … Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития» Л.В.Выготский Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Я.А.Коменский Деятельностный подход отражён в Требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Развитие компетентности к обновлению компетенций «Спор математика и филолога» (2 ученика – математик и лирик)Математик:Нет ничего важнее той науки,Что люди математикой зовут.Что людям могут дать пустые звуки?Писать стихи… Но разве это труд?Филолог:Нет ничего ужасней чисел скучных,Каких-то формул, множества нулей.А слово нужное? Оно ведь лечит душуИ в трудный час нас делает сильней.Математик:Нет! Миром числа управляют,Они в порядок наш приводят ум.И истину лишь математики познают,Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.Филолог:Есть листьев шум и мир под облаками,Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.Числом не скажешь всё, что выразишь словами –И боль, и страх, любовь и счастье.Математик:Но математику учил ракет создатель, И в космос полетели мы без вас.Филолог:Нет! Первым в космос полетел писатель,Писатель тот, который был фантаст. Русский язык - Математика Задание.Прочитайте сначала про себя, а потом вслух стихотворения Ванды Хотомской «3-три» и «100 – сто»:Есть у нас 3 сес3цы,Вы не знаете их?Как бы мне ухи3тьсяРассказать о троих?У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3иж,С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш.У про100го 100рожа-Непро100рный дом:Ча100 в нём 100ножкаБродит под 100лом.Дорожит 100ножка Чи100тою ногИ 100личной ваксойЧистит 100 сапогВме100 двух не про100Вычистить все 100, Сразу 100лько обувиНе носил никто!- Трудно ли читать тексты? Почему?- Удобно ли в стихотворении пользоваться цифрами?- А когда удобно пользоваться записью числа цифрами?- Какая же запись числа используется в русском языке, а какая в математике? С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.Учитель русского языка и литературы: А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?Учитель физики: Пусть каждый решит для себя этот вопрос.ЗАДАЧА № 1 Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы. О каком законе идет речь в задаче? Укажите автора и название произведенияЗАДАЧА № 2 Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики? Русский язык - Физика Работа с текстом.В основе научных представлений об антропогенезе лежит концепция ,в соответствии с которой человек вышел из мира животных. Данные эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии человека с животными.Для человека характерны черты , присущие типу Хордовых, классу Млекопитающие. Человек как все живые организмы рождается, растёт, развивается , стареет и умирает .У него имеется двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет. Для человека характерны две генерации зубов, постоянная температура тела, выкармливание детёнышей молоком, хорошо развиты центральная нервная система, стереоскопическое зрение, пятипалая конечность хватательного типа. Русский язык - Биология Анализ текста. Русский язык.- К какому жанру научного стиля можно отнести данный текс? ( Данный текс нельзя в полной мери отнести к научному стилю речи , т.к. цель его не просто передать биологические факторы антропогенеза , но и заинтересовать читателя , поэтому текст относится к научно- популярному стилю).- Определите тип речи данного текста .( Рассуждение: в тексте есть заимствованные морфемы входящие в состав биологических терминов: антропогенез, эмбриология , анатомия, атавизмы, рудименты, резус-фактор).-С точки зрения лексики, какие слова преобладают в тексте. (в основном слова однозначные, стилистически нейтральные , общенаучные, присутствуют термины).- Почему в тексте научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно- изобразительных средств?(в тексте научного стиля ярких выразительно- изобразительных средств быть не может или они очень редки , так как их использование предполагает образность). жизнь смысл существование рост человек свобода тело кислород душа дыхание Русский язык - Психология Психологическая игра “Ассоциация слов”.Психолог. Ассоциация слов - связь между отдельными представлениями, при котором одно представление вызывает другое.Учитель. Действительно. - Для чего мы приходим в этот мир? - В чем смысл нашей человеческой миссии на земле? Эти вопросы ставит в своем очерке публицист Песков, известный своими яркими книгами о природе. Чтение текстаОсенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струнке стучит костяной молоточек.Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его “долота”. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.- Зачем?- А просто так…Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?(В. Песков) Русский язык – Казахский язык Реализация ЗУН на казахском, русском языках.На плакате: Мен Қазақстан Республикасында тұрамын.Маған орыс тілі сабағы унайды. Актуализация знаний о спряжении глагола.Найдите в предложениях глаголы, переведите их и определите спряжение глагола.Запись в тетради.Выдели окончания глаголов.Живу — живешь (I спр.), учимся (спр.), нравится (спр.).Знания какого правила о глаголе вам помогли найти их в предложении?(Глаголы в казахском языке пишутся в конце предложения).Знания какого правила способствовали правильному написанию личных окончаний глаголов?Для чего необходимы умения определения спряжений глаголов? Вывод:Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Наконец интеграция дает возможность для самореализации, творчества учителя, раскрытия его способностей. Современное общество нуждается в высококлассных специалистах. Думаю, что для учителя важно осознавать, что его интегрированные уроки этому способствуют. Презентацию подготовила Мирошина Светлана Аркадьевна учитель русского языка и литературы высшей категории КГУ «Средняя школа имени Сабита Муканова» Жамбылского района Северо-Казахстанской области