Презентация по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему


Методические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую темуЗАДАНИЕ 15.3Руденко М.А.,учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №1» г.Мариинска8 + Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью,речевой связностью,последовательностью изложения. Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. Структура сочинения1. Вступление (формулирование основного тезиса)2. Основная часть: (2 аргумента: один из текста, другой из жизни) 3. Заключение (вывод). ЗАДАНИЕ 15.3Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.Словарь Ожегова С.И.Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.ВикипедияМужество - безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, героизм, геройство, дерзость, доблесть, мужественность, неколебимость, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, отважность, решимость, смелость, стоицизм, стойкость, твердость, храбрость. Словарь русских синонимовКаково значение слова? ТЕКСТ(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады... (21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой)* Историческая справка.Вот что писал о событии, случившемся 26 апреля 1945 года во время взятия Берлина, маршал Чуйков:     За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. …Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. …До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. …Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки…Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?.. Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!…» Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Ее мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед. ВступлениеМужество –это, по моему мнению,способность человека преодолеть слабость и страх во имя благородной цели. Примером мужества Л.Овчинникова называет подвиг детей блокадного Ленинграда. Когда, несмотря на голод, разруху, потерю близких и родных, маленькие стойкие ребята нашли в себе силы дарить другим людям радость своим творчеством, своими улыбками. Смогли сами поверить в победу над захватчиками и всем подарить надежду, без которой было не выжить.Пример №1 (из текста) Пример №2 (из жизни)Также примером неоспоримого мужества может служить поступок нашего земляка, Николая Ивановича Масалова, чей героизм был увековечен скульптором Е.В.Вучетичем в монументе Воина-освободителя в Берлине. Рискуя жизнью, он спас трёхлетнюю немецкую девочку, вынес из-под миномётного обстрела. Он не мог поступить иначе, его нравственные и моральные принципы были превыше боли и страха перед смертью. ЗаключениеТаким образом, мужеством может обладать любой человек независимо от возраста и пола. Оно проявляется в минуты опасности, в момент принятия решения, когда жизнь и благополучие других становятся превыше собственных. Только способный к самопожертвованию человек может быть по-настоящему мужественным. Готовое сочинениеМужество –это, по моему мнению,способность человека преодолеть слабость и страх во имя служения высшей благородной цели.Примером мужества Л.Овчинникова называет подвиг детей блокадного Ленинграда. Когда несмотря на голод, разруху, потерю близких и родных, маленькие стойкие ребята нашли в себе силы дарить другим людям радость своим творчеством, своими улыбками. Смогли сами поверить в победу над захватчиками и всем подарить надежду, без которой было не выжить.Также примером неоспоримого мужества будет поступок нашего земляка, Николая Ивановича Масалова, чей героизм был увековечен скульпторомЕ.В.Вучетичем в монументе Воина-освободителя в Берлине. Рискуя жизнью, он спас трёхлетнюю немецкую девочку, вынес из под миномётного обстрела. Он не мог поступить иначе, его нравственные и моральные принципы были превыше боли и страха перед смертью. Таким образом, мужеством может обладать любой человек независимо от возраста и пола. Оно проявляется в минуты опасности, в момент принятия решения, когда жизнь и благополучие других становятся превыше собственных. Только способный к самопожертвованию человек может быть по-настоящему мужественным. Словарная работамонумент преодолеть благородныйнеоспоримое принцип самопожертвование Список источников: https://ru.wikipedia.org/4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/www.ctege.info/.../zadanie-c1-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyiku-pla.anasvet1991.blogspot.com/p/blog-page_7458.html Спасибо за внимание!