Презентация на тему Подготовка к ОГЭ (часть 3 15.1) обучение сочинению на лингвистическую тему
Часть 3. Сочинение-рассуждение.Сочинение на лингвистическую тему. (ОГЭ).15.1(Время на выполнение – 60 минут).
Этап 1.
Пишем сочинение - рассуждение
Схема рассужденияТЕЗИС АРГУМЕНТЫ ВЫВОД
Пишем сочинениена лингвистическую тему
Лингвистика – наука, изучающая языкиот лат. linqua – язык языкознание, языковедение
Как начать сочинение? Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.1. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».2. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.
Следующий этап.Раскрываем смысл высказывания.Это значит, что…Думаю, писатель имел в виду следующее: …Я согласен с писателем. Действительно, …
Следующий этап.Раскрываем смысл высказывания.Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы. ТЕЗИС
Этап 2.Примеры-аргументы из текста
звук морфема слово Грамматика части речи словосочетание предложениефонетикаморфемикалексикаграмматикаморфология синтаксис«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»
Следующий этап: подбор аргументов.Обратимся к тексту(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души…(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.Метафора – употребление слова в переносном значении.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (24)…и Анна Федотовна подвилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.Эпитет – образное художественное определение.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (53)…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов, явлений, понятий свойствами живых существ.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием… (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (35)Только пикни у нас.Разговорные слова – лексические единицы, которые используются для общения в неофициальной обстановке.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.
Задания- «подсказки».Ответ:____2_______
Задания- «подсказки».Ответ:____пошептались_______Разговорное слово «пошушукались»
Пишем сочинение123Название языкового явленияПример из текстаРоль языкового явления в тексте
(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.123Разговорное слово«Пошушукались» (предложение 12)?
Разговорная лексика.передача речевых характеристик изображаемых персонажей;выражение авторских оценок, чувств и эмоций.(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.123Разговорное слово«Пошушукались» (предложение 12)Выражает авторскую оценку поведения школьников
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.123Олицетворение«Душа молчала» (предложение 51)?
Олицетворениесоздаёт живые, выразительные картины чего-либо;помогает автору передать мысли, чувства, душевное состояние героев(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.123Олицетворение«Душа молчала» (предложение 51)Помогает передать чувства Анны Федотовны
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»Разговорное слово«Пошушукались» (предложение 12)Выражает авторскую оценку поведения школьниковПомогает передать чувства Анны Федотовны«Душа молчала» (предложение 51)Олицетворение
Пишем сочинение. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы. Обратимся к тексту Бориса Васильева.
Пишем сочинение.Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Пишем сочинение. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12. Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Пишем сочинение. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы. Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12. Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».ТЕЗИС + АРГУМЕНТЫ
Этап 3.
Выводумозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждения.
Делаем выводИтак, …Следовательно, …Таким образом, …Значит, …
Делаем выводПроанализированные примеры из текста… доказывают …Таким образом, можно сделать вывод: …Итак, лингвист (филолог, писатель и т.п.) прав: …
Делаем вывод Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность высказывания К.Г. Паустовского. Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы. Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12. Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала». Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность высказывания К.Г. Паустовского. Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».