Презентация по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению (часть 3) для 9 класса.


* . Закончите начатые утверждения. 1. Тема текста – это то, … 2. Основная мысль текста – это то, … 3. Суть рассуждения в… * Продолжите Композиция сочинения-рассуждения представлена так:1.2. А) Б)3. * * (1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством... (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик... (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) - Ребята, а Бычок-то тонет... (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством. Исходный текст * (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть... (29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) - А завтра вы здесь будете? (34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я. (35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) - Ладно... приходи, там посмотрим... (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра... (По Л.Куклину) Какие чувства испытали, прослушав текст? * Объясните смысл последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...»Какая проблема поднята в тексте? Автор рассматривает проблему того, что упорство помогает достичь успехов. В тексте излагается проблема о силе воли.Автор анализирует проблему о смелости и характере.В тексте поднимается проблема целеустремленности и силы воли, что превращает слабого в сильного.   * Найдите проблему исходного текста, в которой нет грамматических ошибок и запишите её в тетрадь. Так можно начать Смысл этой фразы я понимаю так…Размышления героя заканчиваются словами… По моему мнению, речь идет о том, Я считаю, что мысль автора, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, … * * Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Варианты вступления Ищем доказательства Причины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку ?Что изменило отношение окружающих к Бычку?Докажем это…В этом легко убедиться…Это можно доказать…Вводные слова, наречия : например, во-первых, во-вторых, поэтому…Союзы: так как, в связи с тем что… * Как закончить сочинение Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих. Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится. Вводные слова: таким образом, по-моему, следовательно… * Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения задания С 2. 2 в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить следующие: Какая ошибка допущена в тексте? * «Автор прав, говоря, что Бычок «обязательно доплывёт». У него перед глазами был пример окружающих, которые плавали хорошо (предложение 1-2). Он и сам постоянно тренировался каждый день (предложение 7). Конечно, у Бычка не сразу всё получалось (предложение 25), но он всё равно будет учиться плавать, особенно если ему помогут местные мальчишки и приезжий. У каждого всё получится, если долго тренироваться». . 1. Неумение определять основную мысль исходного текста,в результате чего отклонение отответа на вопрос.2. Несформированность важногокоммуникативного умения – умениясоздавать собственное связное высказывание на заданную темуна основе прочитанного текста. С2К1 Понимание смыслафрагмента текста Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать». Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7). Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, – это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы (предложения 35-40). Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное. Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится. Какая ошибка допущена? * 1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы.2. Необоснованное выделение предложения или несколькихпредложений из состава смысловой части.3. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Найдите ошибки в построении сочинения. Редактор. * -Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчиваются словами: «Бычок радостно подпрыгнул и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». В самом деле, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. И пусть его храбрость немного безрассудна, но она вызывает симпатию к мальчугану. Во-первых, можно только позавидовать целеустремлённости этого героя: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Во-вторых, Бычок смел, а это свойство присуще только сильным людям (предложения 7,8). Сила духа Бычка покорила даже местных мальчишек! Таким образом, можно убедиться в том, что упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих (103 слова). * Образец сочинения Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8). Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели. Рефлексия. И если наш урок добавил к вашим знаниям что-то новое, то я очень рада. Прошу и васвысказать своё мнение, закончив начатые предложения. 1.На уроке яработал...2.Своей работойна уроке я...3.Урок для меняпоказался.....4.За урок я...5.Моенастроение....6.Материал урокамне помог...  * * Д.з. Дописать сочинение-рассуждение