Организация методической работы в условиях введения ФГОС ООО( из опыта работы)
Очирова Э.Н.,директор МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.» высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы педагогические работники смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов. при введении стандарта должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей.при организации введения Стандарта должна быть обеспечена гласность и прозрачность всех действий и процедур, наличие эффективного государственного и общественного контроля за введением Стандарта. 2012-2013 учебный год -переходный этап, изучение теоретических и нормативно-правовых документов по введению ФГОС основного общего образования; 2013-2014,2014-2015 учебные годы- практического внедрения образовательной программы ООО, соответствующей ФГОС ООО, в УВП 5-6-х классов. разработка локальных документов,внесение изменений в методическую тему кафедр и тем самообразования педагогов, изучение УМК второго поколения, разработка рабочих программ учебных курсов,анализ готовности гимназии к введению ФГОС ООО второго поколения,повышение квалификации педагогов ,учебный план, рассмотрение модели взаимодействия гимназии и УДОД поселка Яшкуль для организации внеурочной деятельности. Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога Задачи : выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами; создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС; отработка процедуры создания основной образовательной программы школы на ступени основного общего образования;изучение, обобщение инновационного управленческого и педагогического опыта в области введения ФГОС ООО; разработка и апробация моделей взаимодействия образовательных и не образовательных учреждений в рамках организации внеурочной деятельности;разработка и апробация процедуры мониторинга введения ФГОС ООО. Семинары 2012-2013 учебный годВводный семинар "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения» (кафедра учителей математики и информатики 1.10 2012.) - Теоретико – практический семинар: «Современный урок и его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса» (кафедра учителей иностранных языков 8.11.2012) - Семинар «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на урочных и внеурочных занятиях» (кафедра «Искусство» 11.01.2013)- Семинар "Проектная деятельность учащихся", тест "Проектная деятельность, как средство формирования и оценки УУД у учащихся" (кафедра общественных дисциплин 11.01 2013г.).- Семинар «Система внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования» (14.02.2013 г., кафедра классных руководителей). Семинары 2013-2014 уч.г.«Технологическая карта урока: структура и содержание» (кафедра учителей математики и информатики ,октябрь 2013). -Теоретико – практический семинар: «Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях введения ФГОС ДОУ и НОО» (кафедра учителей начальных классов ,ноябрь 2013) «Инновационные процессы в обучении калмыцкому языку (использование эор) (кафедра учителей калмыцкого языка и литературы ,март 2014)"Формирование ключевых компетенций средствами ЭОР на уроках русского языка и литературы (кафедра учителей русского языка и литературы (март 2013г.). Семинары 2014-2015 уч.г. «Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства. » (7 ноября 2014) Разработан методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся Теоретико – практический семинар «Развитие инклюзивного образования в гимназии в условиях введения ФГОС» (23.04.2015г.) В период с 2014 по 2015 гг. проведено 8 районных и республиканских семинаров по следующим темам:22.01.2014 заседание РМО учителей математики, информатики « Современный урок в контексте реализации требований ФГОС О ходе реализации ФГОС в основной школе».21.02.2014 РМО учителей биологии «Си.стемно – деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе ОУ». 09.04.2015г.- Районный семинар учителей иностранных языков «роль ИКТ в реализации системно-деятельностного подхода к обучению на уроках английского языка»21.01.2015г.Районный семинар учителей нач.альных классов «Основные образовательные технологии в учебной деятельности как одно из условий повышения качества образования младших школьников»19.12.2014г.Районный семинар заместителей директора школы по воспитательной работе «Роль этнопедагогики в реализации воспитательных задач школы в условиях перехода на ФГОС ООО». заседание Совета Управления образованием Яшкульского РМО 25 июня 2013 года и 26 марта 2014г. и - «Об апробации ФГОС ООО в МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия» «Стандарты второго поколения :что должен знать , понимать и уметь педагог» 24.03.2014 МБОУ «СОШ № 17 им.Кугультинова Д.Н.» г.Элиста«Организация введения ФГОС ООО» 14.11.2014 г. в МБОУ «СОШ № 17 им.Кугультинова Д.Н.» г.ЭлистаАктуальные вопросы внедрения ФГОС ООО» МБОУ «Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова»«Актуальные вопросы внедрения ФГОС ООО» выездной семинар БУ ДПО РК КРИПКРО на базе МБОУ « ЯМГ им.Хаглышевой Е.К.» 23.01.2015г«Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО» выездное заседание республиканского клуба «Пеликан» на базе « ЯМГ им.Хаглышевой Е.К.» 17.03.2015г Курсы повышения квалификации по ФГОС при БУ БУ ДПО РК КРИПКРОIII международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы»г.Москва24-27.11.2014г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аспекты дополнительного естественнонаучного образования детей: традиции и инновации» г.Москва22.11.2014г.V Всероссийская конференция с международным участием «Преемственность в системе непрерывного образования» г.Москва 2012-2013 учебный год23 ноября 2012 года : «ФГОС - стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов»(разработка и обсуждение ООП ООО гимназии). 06 апреля 2013г : «Создание методического пространства в соответствии с ФГОС – условие реализации профессионального мастерства». 2013-2014 учебный год«Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования гимназистов» (декабрь 2013) «Безопасность и здоровье учащихся» (февраль 2014 года)«Коммуникативная компетентность, творческий потенциал и профессиональное сознание педагога в условиях реализации ФГОС ООО» (апрель 2014г) участие в республиканском конкурсе на лучшую разработку (сценария) проведения педагогического совета «Реализация ФГОС ООО» среди руководителей образовательных учреждений . 2014-2015 учебный год«Портфолио ученика-ориентир качественного обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций гимназистов» 05.12.2014 года «От конфликта к культуре психологического общения». 24 апреля 2015 года 2015-2016 учебный год «Реализация ФГОС НОО и ООО первые результаты и перспективы» 29 августа 2015г.
Наименование ФИО Тема Итог Всероссийский педагогический конкурс имени В.А. Сухомлинского, номинация «Методическая разработка» Джанаев Э.Б.,учитель математики Разработка урока «Сложение и вычитание чисел с разными знаками». побед Республиканский заочный конкурс проектов образовательных программ внеурочной деятельности ООО ОУ РК. Номинация «Апробация ФГОС ООО» Бембеева Н.Б, учитель биологии, Хаглышева Н.Н.,учитель ИЗО программа внеурочной деятельности «Зеленый мир»программа внеурочной деятельности «В мире красок» 1м1м Это новый вид методической продукции, позволяющий обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта позволяет учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС;системно формировать у учеников УУД;проектировать свою деятельность ;на практике реализовывать метапредметные связи;выполнять диагностику достижения планируемых результатов на каждом этапе освоения темы. Большое внимание уделялось применению педагогических технологий; элементов технологии критического мышления, проблемного обучения, использования ЦОР и ЭОР в обучении, формированию компетенций в работе с различными источниками, духовно-нравственных качеств личности, элементам практико-ориентированности обучения. Проблемы:недостаточное применение ЦОР и ЭОР в учебном процессе, учебных проектных, исследовательских методов, электронных учебников.Задача: информатизация учебного процесса. психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ООО в 5-6х классах. мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся;анкетирование педагогов;анкетирование родителей . Выводы: положительно оценивают роль введения стандартов нового поколения – как для развития своих школ, так и для профессионального роста учителей. Проблемы: факторами, затрудняющим содержательную работу по стандартам нового поколения, является также перегрузка педагогов (которая, по мнению подавляющего большинства респондентов, возрастет еще больше), не сделан окончательный выбор УМК по отдельным предметам, Главным условием перехода признается мотивационная готовность учителей. А основным затруднением – позиция традиционной педагогики (монологического обучения, авторитарного подхода, классно-урочной системы и пр.).Задача: практическая помощь по составлению документации и выбору УМК по новым ФГОС, проведение практико-ориентированной переподготовки, в том числе в формате стажировок и посещений открытых занятий с последующим их разбором. Удовлетворенность организацией внеурочной деятельности. Предложение увеличить количеств занятий спортивно-оздоровительного направления.Задача: расширение сотрудничества с ДЮСШ, открытые туристического клуба. Отсутствие у педагогов опыта самостоятельной разработки образовательной программы.Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.Финансовое обеспечение реализации ФГОС ООО.У пилотных школ нет единой терминологической базы (необходимо общее научное руководство);Отсутствие внешних рецензий на рабочие программы педагогов.психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ООО .Отказ от дистанционных олимпиад ,предложение ввести олимпиаду КГУАктивизировать проектную деятельностьУчастие педагогов ,учащихся в различных конкурсах на получение грандов Б. Шоу Единственный путь, ведущийк знанию - это деятельность