«Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций
Выполнила:Геращенко Татьяна ВадимовнаPrezentacii.com «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"
Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников
Задачи:использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода;пополнить предметно-развивающую среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников на основе народных традиций;спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций.
Маркеры с акцентом на гендерную идентичностьОсновной задачей является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик. Поэтому я, по мере возможности, использовала простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Актуальность выбранной темы:«Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин» Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми раннего возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).Prezentacii.com
Мой опыт работы по данной теме помогает сформировать у детей психологические механизмы для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, создать условия для формирования возрастных изменений в психике. Мой опыт решает следующие противоречия: между новыми тенденциями и низким уровнем развития детей в условиях дома ребенка; между сложностью и научностью изучаемой проблемы и жизненным опытом детей; между образовательным приоритетом в учреждении и необходимостью повышения качества воспитания детей.
Новизна опыта состоит в: 1. Комплексном исследовании фонда знаний, умений, навыков, наблюдение за динамикой развития в условиях коррекционной работы; 2. Целенаправленном формировании высших психических функций: * Развитии сенсорно - перцептивной деятельности и формировании эталонных представлений; * Широком использовании в работе дидактических игр и игрушек. 3. Коррекции недостатков эмоционально - волевой сферы.
Трудоёмкость опытаОпыт требует: постоянного личностного и профессионального роста, совершенствование самообразования, изучения психофизических особенностей воспитанников, творческого поиска, создания оптимальных условий для воспитанников, инициативной личности, преемственности в работе с педагогами и специалистами ГОУ.
На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род), который обозначает социальный пол.
Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:1. Когнитивный, в котором ребёнок рано относит себя к определённому полу и показывает типичное ролевое поведение;2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман;3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Величание для мальчика:Мой сыночек, мой дружочек,Мой сиреневый цветочек,Молодец да удалец,В волосах твоих венец.Храбрый , смелый богатырь,Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:Моя девочка – прелестница,Мастерица и кудесница!Зорькой алой умываласьИ с рассветом просыпалась.Маме с солнцем улыбнулась-Лучики лица коснулись.
Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Примеры:«Новый сарафанчик из цветного ситца.В новом сарафане дома не сидится.Побегу вприпрыжку, буду петь, кружитьсяв новом сарафане из цветного ситца.Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,увидав мой новый сарафан из ситца». «Еду-еду к бабе ,к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, В старом лапоточке ,..»
Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков.
Для мальчиков: « … Будем рано разбужать, на работку посылать, На работу на таку, да на веселую страду, Будем сено косить, да будем в кучки носить.»Будешь большой Будешь рыбку ловить,Тетерьку ловить, Будешь лес рубить, Тятьку, мамку кормить»
Идет Кузьма из кузнецы, Несет Кузьма два молота. Тук ,тук, тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей, Накуем гвоздей!
Для девочек:Во поле рябинушка,Во поле кудрявая стояла.Как под той рябинушкойСидят четыре девушки.Первая – Катюшенька – шьет.Вторая – Марфушенька – прядет.Третья – Акулинушка – вышивает.Четвертая – Аринушка – зевает..
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта , обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Потешки мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.
Итак, как видно из вышесказанного, роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками: чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Условия гендерного развитияФормирование гендерной идентичностиУсыновителиВоспитателиРебёнокПредметно развивающая среда
Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:
Работа с родителями (усыновителями)
В «Уголке для родителей» постоянно обновляется наглядная информация:
Проводятся родительские собрания
Оформляются
«День Матери»
Семейная гостиная «Особенности воспитания мальчиков и девочек»
Спортивный досуг«Всей семьей на старт»
Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода «Какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…Тот кому удается создать такую обстановку,облегчит свой труд в высшей степени»Е. Тихеева
Игровые центры для девочек«Салон красоты»«Ателье мод»
«Игровая будущей мамы»«Маленькая помощница»
«Цветовод»«Семейная гостиная»
Игровые центры для мальчиков«Автосервис»«МЧС спешит на помощь»
«Юный рыболов»«Лесничий»
«Инспектор ГИБДД»«Мы построим дом большой…»
Игровые центры для совместных игр мальчиков и девочек«Медицинский центр»«Супермаркет»
Центр ряженья для развития театрально-игровой деятельностиДля девочекДля мальчиков
Оформление помещений групповой ячейки с учетом гендерного подхода
Работа с детьми
Осуществление гендерного подхода в режимных моментах
В проведении непосредственно-образовательной деятельности:
В совместной деятельности
Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.
Предварительные результаты работы:созданы условия для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;проводятся дифференцированные виды деятельности для разнополых детей;учитываются гендерные составляющие игр и игрушек разнополых детей;пополняется предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода в воспитании детей;обеспечивается оптимальный выбор форм, методов, средств для обучения и воспитания разнополых детей;во взаимоотношениях между педагогом и ребёнком учитывается гендерная составляющая
ЗаключениеЕсли знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ