С.В. Рахманинов — пианист, композитор, патриот
Лучшая презентация, посвященная «70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»Сергей Васильевич Рахманинов -пианист, композитор, патриот.Автор презентации:Колмакова Эльмираучащаяся 9 «Б» классаМБОУ СОШ № 179, г. Екатеринбург
«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».С.В. РахманиновРепродукция картины «С.Рахманинов» 1904 г .Художник Б.Ф. Шаляпин«Православные храмы Руси» художник Д. Козлов
В семье очень любили музыку. Дед Сергея, был известен в музыкальных кругах того времени, как автор романсов. С пяти лет Сергей получает систематическое образование, занимается музыкой. В 1882 году, будучи 9-летнем мальчиком, поступает в Петербургскую консерваторию, затем продолжает обучение в Московской консерватории, был учеником известного музыканта и педагога Зверева. Знакомится с Петром Ильичём Чайковским. Творчество Сергея произвело впечатление на Петра Ильича. Сергей Васильевич родился 20 марта 1873 года, в дворянской семье, в Новгородской губернии, усадьбе Семёново
Премьера была провальной. Причина провала, по воспоминаниям очевидцев, находилась главным образом в плохой подготовке оркестра и дирижёра Глазунова. Сам композитор, считал главной причиной неудачи, себя. Он сильно пере-живал, и несколько лет не писал музыку.В 1897 году состоялась премьера Первой Симфонии Сергея Васильевича Рахманинова
Карьера, безусловно, идёт по возрастающей. В ближайшие 15 лет композитор много работает, пишет множество уникальных музыкальных произведений. Второй концерт для фортепьяно с оркестром воспринят «на ура», кантата «Веста» и концерт номер три для фортепьяно с оркестром, симфония «Остров мёртвых» и множество других произведений, сделали автора одним из самых известных русских композиторов. В эти годы маэстро все более уверенно чувствует себя в роли дирижёра, работает в Большом театре, пишет оперы.В начале 20 века в творчестве Сергея Рахманинова начинается подъем.
Московский период Рахманинова закончился в 1917 году. Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, Рахманинов не понял её значения. В конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. На гастроли он поехал вместе с семьёй, и больше в Россию не вернулся. Покинув Родину, композитор оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя…» - говорил он.
Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным.
Наиболее известными из творений композитора, написанных в эмиграции, являются: четыре концерта для фортепиано,«Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром,«Симфонические танцы». Самое замечательное произведение, созданное им в конце жизни, - Третья симфония (1936) - русская по духу и музыкальным образам. Но все эти поздние сочинения отме-чены глубоким трагизмом, пронизаны любовью к России. Рахманинов до конца жизни оставался русским композитором. В течении ряда лет, живя за границей, Рахманинов не создал ни одного произведения. Когда же он вернулся к творчеству, то обратился к воспоминаниям о родной земле и народным русским песням, написал «Три русские песни для хора с оркестром», 1926 г.
В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.
В своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов стремился отразить духовную жизнь России во взаимосвязи прошлого и настоящего. Поэтому он и обращался к хоровым произведениям, свое-образным массовым действам, где можно было передать глубину народной психологии. Примером тому могут служить его кантаты «Весна» и «Колокола». «Русские церкви» художник А.С. Зотов«Весна» художник В.Э. Борисов - Мусатов«Колокола» художник Н.Н. Дубовик
Интересна история создания Сергеем Васильевичем романсов, которая началась с заочной переписки композитора и писательницы Мариэтты Сергеевны Шагинян. Она хотела, чтобы Рахманинов начал писать музыку на стихи настоящих поэтов, и подготовила для него целый сборник. Первоначально Шагинян подписывала свои письма музыкальной нотой ре и лишь со временем раскрыла свой псевдоним. Об этой увлекательной истории она рассказала в своих воспоминаниях. До сих пор особой популярностью пользуются романсы: «Сирень», «Маргаритки», «Здесь хорошо». Нота «РЕ» псевдоним Мариэтты Сергеевны
Нападение гитлеровской Германии на СССР Рахманинов принял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков (по неподтверждённым данным, хотел вернуться в Россию, но получил от новой власти отказ), Сергей Васильевич старался оказать влияние на богатых русских эмигрантов призывая поддержать свою Родину в трудный для неё час. Он сам дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. «Верю в полную победу», - писал он. На эти деньги в СССР были построены два военных самолёта.
Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступал с первым концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступ болезни (молниеносная форма рака) заставили прервать концертную поездку. Рахманинова не стало 28 марта 1943 г. Перед смертью на его имя пришла телеграмма от советских композиторов, поздравлявших Сергея Васильевича с семидесятилетием. Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами. По счастью, не только в нотах, но и на грампластинках, запечатлевших его собственное, неповторимо прекрасное исполнение.
Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.
Информационные источники:1. Творческий путь С.В. Рахманинова http://www.3rm.info2. Семь нот революции http://ria.ru3. Фотографии и иллюстрации http://www. yandex.ruПрезентация может быть использована в образовательных целях: на уроках музыки в 7 классе, уроки искусства в 8 классе.Во внеурочной деятельности для проведения классного часа в рамках мероприятия по патриотическому воспитанию.