Презентация на тему Преемственность при переходе к основному образованию в условиях ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКубинская средняя общеобразовательная школа №2имени Героя Советского Союза Безбородова В.ППРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ОСНОВНОМУ ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОСВыполнила: учитель начальныхклассов Дударева Ольга БорисовнаКубинка2014 г.
Вопрос преемственности в условиях новых ФГОС НОО является принципиальным, поскольку стандарты разработаны и утверждены по ступеням общего образования.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, а выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4 классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5 класс.
С целью наиболее эффективной реализации принципа преемственности между начальным и средним звеньями обучения можно включить следующие направления:- организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний представителей школьной администрации и с педагогами),- педагогическая и психологическая диагностика,- консультативная работа педагогов начального и среднего звена с учащимися и их родителями,- коррекционно-развивающая и аналитическая работа.
Требования к уровню сформированности качественных характеристик развития личности ребёнка сформулированы в ФГОС начального образования• личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, наличие мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,• предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Методологической основой требований стандарта является системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике. Ключевое положение данного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, прежде всего учебной, то есть организации системы учебных действий.
В структуре Планируемых результатов отражены учебные действия, которыми учащиеся овладеют на уровне- актуального развития, то есть на уровне хорошо освоенных действий, выполняемых практически автоматически (в блоке «Выпускник научится»),и на уровне- зоны ближайшего развития, то есть на уровне перспективных действий, находящихся на стадии формирования (в блоке «Выпускник получит возможность научиться»).
По стандартам ФГОС начальная школа, ученики должны уметь:искать, анализировать и использовать информацию для решения своих проблем;находить общий язык и сотрудничать с окружающими людьми;планировать свое личное время, ставить перед собой цели и ответственно относится к своему здоровью;заниматься саморазвитием и самообразованием, обеспечивать конкурентоспособность и успешность во всех делах.
кабинетная система и много учителей предметников;увеличивается количество изучаемых предметов, появляются новые виды домашних заданий;приемы работы на уроке, отличные от начальной школы;сложность адаптации к учителям.Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.
изучение классного коллектива 4-го класса будущим классным руководителем;посещение уроков в начальной школе будущих учителей-предметников;составление сенсорных карт восприятия окружающего мира учащихся и использование их при проведении уроков;выявление типов познавательной активности учащихся с целью активизации познавательной деятельности “слабых” учащихся;знание психологических особенностей подросткового возраста.
В целях успешной и эффективной реализации комплексного проекта модернизации образования по формированию системы оценки качества образования, формирования и внедрения новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся в нашей школе разработано положение о портфолио учащихся начальных классов.
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития учащегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;- поощрять его активность и самостоятельность;- формировать навыки учебной деятельности;- содействовать индивидуализации образования ученика;- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;- укреплять взаимодействие с семьей ученика,- повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Преемственность не касается лишь содержания обучения. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Спасибо за внимание!