Анализ живописного произведения в курсе МХК (11кл)


Анализ живописного произведения в курсе МХК Каждое произведение искусства, несет в себе несколько уровней. эмоциональный, предметный, сюжетный, символический уровни уровень внутреннего устройства (микрокосма) произведения. Наше восприятие искусства начинается с эмоции. Предметный уровень Любой предмет, любое действующее лицо или явление, находящееся в поле картины, необычайно значимы. Случайных вещей на картинах хороших художников не бывает. Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет нас мыслить и мыслить не отвлеченно, а в пространстве и времени конкретной картины. Исторически вещи меняются иногда до полной неузнаваемости. На натюрмортах XVII века много предметов, которых мы просто не знаем сегодня. Предметный мир картины - это те слова (некоторые исследователи даже говорят точнее: «существительные»), из которых и состоит «данный нам текст». И изображения на полотне становятся «говорящими». Все предметы и лица не хаотично разбросаны по полотну, а составляют некое единство. И мы невольно начинаем это единство осмысливать, делая первый шаг к композиции картины. Наиболее важные элементы образуют простые и ясные формы (треугольник, круг, пирамида, овал, квадрат...). Эти формы, как правило, выбираются художником не произвольно, но создают определенный эмоциональный строй. Круг и овал успокаивают, завершают. Потому их часто использовали в изображениях Богоматери с младенцем. Квадрат или лежащий прямоугольник создают ощущение устойчивости, незыблемости. Напротив, пирамида, а отчасти и треугольник, рождают у зрителя ощущение стремления. Какими средствами добивается художник того или иного эффекта? Контрастные противопоставления, преобладание движения или покоя на полотне, соотношение фона и фигур (предметов) - все это отмечается уже на этом этапе анализа. передача движения - диагональ, свободное пространство перед объектом, изображение кульминационного момента движения, симметричные схемы; а передача покоя - отсутствие диагоналей, свободного пространства пред объектом, статичные позы, асимметричные схемы. Сюжетный уровень анализа произведения А на всех ли полотнах есть сюжет? На жанровой или исторической картине он чаще всего очевиден. А в портрете, пейзаже, натюрморте? А в абстрактной живописи? Французское слово «сюжет» означает не столько развертывание событий, сколько вообще «тему» произведения, «предмет» изображения или даже «причину, повод, мотив». А первое значение этого слова - «предрасположенный, подверженный» В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете - взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет с тем, чем он хочет казаться. В натюрморте - отношений между вещами, оставленными человеком и самим человеком «за кадром».В абстрактной живописи художник (иногда очень тщательно) выстраивает соотношение линий, пятен, цветов, фигур. И такое соотношение не менее значимо и сюжетно, чем жест суриковской боярыни Морозовой. Из вышесказанного следуют два вывода Первый: сюжет нужно строить, исходя из реалий конкретной картины. «Не в самом прощении блудного сына смысл и не в самом его раскаянии, а в удивлении, которое вызывает такая отцовская любовь, такое прощение», - пишет внимательный исследователь.И второй вывод: так или иначе, но сюжетный уровень всегда присутствует на полотне. И обходить его в анализе просто нерационально. Причинно-следственные связи как раз и выстраивают особое пространство и время картины. Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности полотна. Можно отличить картину-рассказ и картину-показ. Здесь определяется жанр произведения. И сразу обнаруживается, что не все лица, предметы, явления выступают на картине в том же смысле, что и в жизни.Иные из них наделены особым символическим смыслом в культуре, взрастившей художника. Другим придал значение многозначных символов сам автор. Так мы выходим на следующий уровень постижения произведения - символический уровень постижения произведения - символический Предметы натюрморта вдруг начинают проявлять смысл. Часы - это уходящее время, пустыне раковины - пустая бренная жизнь, остатки трапезы - внезапно оборвавшийся жизненный путь. Каждый отдельный цветок начинает «звучать» для чуткого глаза исследователя. Каждая форма вновь осмысляется. Круговая композиция - это символ вечности. И потому в круг заключены лишь «вечные» предметы и персонажи. Квадрат (куб) - это символ земли, устойчивого земного бытия. Мы видим, что один художник выстраивает полотно, разбивая его на части слева направо. И тогда в правой части оказываются положительные ценности, а в левой отрицательные. Да и естественное движение глаза слева направо заставляет нас увидеть в левой половине начало события, а в правой его итог. А обратное движение в картине воспринимать как противоестественное. Другой же художник выделит вертикальное деление поля картины. И тогда вступают в силу все наши представления о верхе и низе в окружающем нас мире. Высокий, низкий или средний горизонт, «цветовая тяжесть» верха или низа полотна, насыщенность той или иной части фигурами или нарочитая разреженность, открытость пространства - все это становится предметом анализа на символическом уровне. Вертикальная или горизонтальная композиция картины - тоже значимый символ. Практически все иконописные построения разворачиваются по вертикали, а отличительной чертой картин Нового времени является их «горизонтальность». Устремление к «горнему» миру как бы противостоит созданию «дольнего». Удивительны в этом отношении полотна Эль Греко, совместившего в своем творчестве эти две тенденции. Глубина пространства может раскрываться разными способами. И каждый из них символичен. Ближние предметы заслоняют дальние. И заслоняют не просто фигурами, но и своими значениями. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, земли - низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Глубина выстраивается с помощью архитектурных сооружений. И архитектура начинает активно влиять на персонажи - возвышать их или придавливать, прятать или выставлять напоказ. И насколько больше возможностей (и в построении глубины, и в создании символического плана полотна) получили художники после создания системы перспективы (линейной, цветовой, воздушной). В произведении живописи цвет - это главное средство построения живописного мира. Художники Нового времени не избегают этого символического влияния. Цвет так же «читаем» как и форма. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни, но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; «тяжелая» темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно выстраивается грандиозная символическая система мира данного полотна. Отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, но эмоционально Некоторые частные приемы для выработки навыков анализа простое описание картины, то есть того, что на ней в самом деле изображено. Такие описания необычайно помогают сосредотачивать внимание на данном полотне, входить в мир картины;сворачивание содержания. Здесь учитель просит просто пересказывать изображение, но каждый раз сокращая свой рассказ. В конце концов, рассказ сводится к нескольким скупым фразам, в которых осталось лишь самое главное;выстраивание иерархий. Здесь учитель вместе с учениками пытается соотнести между собой ценности, предложенные художником на полотне, ответить на вопрос: «Что главнее?». Этот прием полезен на всех уровнях; Создание «поля» произведения. Часто «открытию» смысла помогает какой-нибудь незначительный сам по себе факт биографии художника или факт данной культуры. Он переводит наше внимание в иную плоскость, пускает наши мысли по иному пути. Потому надо накапливать факты. И, как показывает практика, чем более необычным нам кажется черта личности или событие, тем больше оно содержит в себе для нас творческого;созерцательное и двигательное вчувствование (эмпатия). Это уже актерский прием - попытка представить себя в мире картины, попытаться принять позы действующих лиц, надеть на себя выражение их лиц, погулять по дорожкам пейзажа. На этом пути ждет множество открытий. К этому приему часто прибегают тогда, когда анализ почему-либо зашел в тупик. Сошла со облаков жена,Сошла — и жрицей очутиласьИли богиней предо мной.Одежда белая струиласьНа ней серебряной волной,Градская на главе корона,Сиял при персях пояс злат;Из черно-огненна виссона,Подобный радуге наряд С плеча десного полосоюВисел на левую бедру.Простертой на алтарь рукоюНа жертвенном она жару Сжигая маки благовонны,Служила вышню божеству.Орел полунощный, огромный,Сопутник молний торжеству.Геройской провозвестник славы,Сидя пред ней на груде книг,Священны блюл её уставы;