Презентация «Разработка методических материалов для обучения школьников художественной росписи по ткани»


Тема : «Разработка методических материалов для обучения школьников художественной росписи по ткани» задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме личностно-ориентированного обучения и предпрофильной подготовке учащихся;разработать элективный курс «Художественная роспись по ткани»;разработать методические рекомендации по выполнению работ в технике «роспись по ткани»;разработать дидактические материалы к теме «Основы художественной росписи по ткани»;разработать творческого проекта «Панно в технике «ручная роспись по ткани»»;выполнить образцы росписи по ткани и панно «Полевые цветы». Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся Программа Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 9-х классов школ, лицеев, гимназий. Программа позволяет учащимся осуществить потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 36 часов. Цели курса: подготовка учащихся к преобразовательной деятельности, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;создание оптимальных условий для развитии личности и профессионального самоопределения в процессе прохождения программы элективного курса;обучение учащихся основам художественной росписи по ткани. В результате обучения учащиеся должны знать: основные виды декоративно-прикладного искусства, художественную роспись ткани как один из видов декоративно-прикладного творчества;основные правила подбора цветового решения в изделии декоративно-прикладного характера и соотношение с формой изделия;виды и простейшие приемы росписи;материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной росписи;правила организации рабочего места и требования безопасности труда. Учащиеся должны уметь: определять вид росписи ткани; определять качество и фактуру тканей; определять свойства материалов; подбирать и применять инструмент по назначению; выполнять простейшие узоры художественной росписи; обеспечивать качество выполняемых работ; создавать простейшие образцы в свободной росписи. Тематический план № п\п Раздел Кол-во часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности 1 - 1 2 Основы художественного проектирования 1 1 2 3 Виды композиций 1 1 2 4 Основные законы и свойства композиций 1 - 1 5 Цветоведение. Природа цвета 1 1 2 6 Гармоничное сочетание цветов 1 - 1 7 Основы росписи 2 4 6 8 Материаловедение 1 1 2 9 Проектирование узоров 1 1 2 10 Нанесение узоров на ткань - 2 2 11 Виды батика - 4 4 12 Основы художественной росписи по ткани 1 2 3 13 Технология выполнения росписи - 4 4 14 Творческий проект - 4 4 Всего 11 25 36 Разработка творческого проекта«Панно в технике «ручная роспись по ткани»» СодержаниеВыбор и обоснование проблемы………………………….....2 История возникновения…………...………………………..….4 Морфологический анализ альтернативных вариантов .....5Краткое определение дизайнерской задачи……………….6 Выбор панно……………………………………………………..7Планирование и изготовление………………………………..8 Технологическая карта………………………………………...9Экономические расчеты……………………………………...10Анализ творческой работы…………………………………..11 Выбор и обоснование проблемы Если вы задумали гармонизировать свою среду обитания рукотворным изделием, которое согреет ваш дом; то вам необходимо узнать об удивительной технике росписи по шелку; которая носит название «батик».Батик возник и развивался как вид декоративно прикладного искусства. Сейчас появилось много специальных инструментов и материалов, при помощи которых можно делать уникальные, неповторимые вещи на ткани.Батик очень привлекателен для любого человека, который стремится к самовыражению, поэтому, изучив основы росписи по ткани, можно заниматься этим видом творчества в свободное от основной работы время в качестве хобби. Это дает ни с чем не сравнимое удовольствие, радость от реализации задуманного и в конечном итоге повышает свою самооценку. Это своеобразная терапия, один из способов повысить настроение себе, а также окружающим, если сделанное своими руками преподнести в качестве эксклюзивного подарка. Но для того, чтобы вещь была действительно уникальна, надо хорошо потрудиться, набраться терпения и не ждать быстрых результатов.Итак, я буду выполнять проект «Панно», но для этого необходимо принять во внимание следующие факторы: Безопас-ность труда Материал История Стоимость Размер Форма Стиль интерьера Моделирование, конструиро-вание Технология изготовления Время изготовления ПАННО Из истории возникновения техники батик Ручная роспись ткани является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей. Родиной шелка считают Китай (провинция Шан-Тунг). В эпоху феодализма китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности шелковые свитки с первыми в мире пейзажными композициями. Шелковые свитки – это своеобразная форма картин, помогающих показать природный мир во всем его многообразии. Вертикальные слитки вешались для обозрения на стену, что позволяло взгляду разом охватить изображенные на них просторы.К более позднему времени относится художественная роспись шелковых тканей от руки, требовавшая от художника большого мастерства и вкуса. На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания путем набивки узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».Текстильное панно создавались художниками как выставочные произведения, не имеющие конкретного адреса, хотя могли украсить любой интерьер. Морфологический анализ альтернативных вариантов Признаки Альтернативные варианты 1 2 3 Модели Модель №1 Модель №2 Модель №3 Материалы Искусственный шелк, краски Натуральный шелк, краски Шифон, краски. Инструменты Кнопки, булавки, кисти, соль. Кнопки, булавки, кисти, соль. Кнопки, булавки, кисти, соль. Способ росписи Свободная роспись Свободная роспись Свободная роспись Жанр Пейзаж Натюрморт «Букет» Икона Выбор панно Исследовав все возможные варианты, я решила выбрать панно «Букет». Для этого потребуется информация по проблеме. В этом поможет учебник, книги по росписи ткани, открытки. Мне многое нужно продумать.Время - как долго я буду решать эту проблему, сколько вре­мени осталось? Времени еще много, поэтому можно выбрать приличную работу.Материалы - какие материалы уже имеются в моем распо­ряжении и какие можно купить без проблем? Стоимость - сколько это будет стоить? Видимо, стоить это будет дорого, потому что шелк довольно дорогая ткань. Функции - для выполнения каких функций нужна данная вещь? Так как я выбрала пейзаж, то его лучше оформить в рамку и повесить как панно на стену. Пожалуй, это лучшее решение. Планирование и изготовление Итак, первое, с чего начинается любая работа это подбор нужных материалов и инструментов. Для росписи мне потребуется:деревянная рама для натяжения ткани;кнопки - для прикрепления ткани к раме;булавки - для закрепления шаблона к ткани;стеклянные трубочки для нанесения резерва;кисти для нанесения красителей;емкости для составления колеров;емкость (не менее 0.5 л) для воды;ткань (шелк) - основа для росписи;резерв для фиксации рисунка,краски;соль для создания особого эффекта. Технологическая карта № п\п Последовательностьвыполнения работы Графическое изображение Инструменты и приспособления 1 2 3 4 1 Натянуть шелк на раму, сначала закрепить ткань по углам рамы при помощи кнопок, затем закрепить одну из сторон ткани, потянуть шелк и закрепить его на противоположной стороне Рама, кнопки 2 Делаем эскиз на бумаге в натуральную величину Бумага, карандаш 3 Приколоть бумажный шаблон с обратной стороны ткани лицевой частью вверх при помощи швейных булавок со шляпками так, чтобы рисунок просвечивал через ткань Швейные булавки со шляпками 4 Обвести изображение по ткани мягким карандашом, убрать шаблон, установить раму строго в горизонтальном положении на плоскости Карандаш 5 Нанести резерв, дождаться высыхания Резерв, трубочки 6 Непосредственно приступить к росписи Кисти, трубочки, красители, резерв, соль Экономические расчеты Стоимость панно можно вычислить следующим образом:Ткань (шелк). 1.Цена одного метра – 600 рублей. Для изготовления было израсходовано 0,7 м. Стоимость ткани равна: С1 = 0.7*600 = 420 руб.2.Краски.Потребовалось 7 цветов по цене 37 рублей за 1 банку. Итого краски будут стоить: С2 = 7*37 = 259 руб.3.Резерв бесцветный для фиксации рисунка.С3 = 42 руб.4. Кнопки, булавки.С4 = 24 руб. 5. Стоимость всего изделия без учета моего труда составляет: С = С1 + С2 + С3 + С4 = 745 руб. Дидактические материалы к теме “Основы художественной росписи по ткани”.Технологические этапы изготовления батика в технике «свободная роспись». 1. Начинается работа с подбора нужных материалов и инструментов. 2. Натягиваем ткань на раму, которая должна быть выполнена из мягкого дерева, чтобы в нее легко входили кнопки. Размер ее должен быть чуть больше задуманной композиции (на 5 см с каждой стороны). 3. Стеклянные трубочки применяются для нанесения резервного состава. Они имеют разный диаметр носика, поэтому следует иметь набор трубочек с носиками различного диаметра. 4. Кисти для росписи ткани используют также различных размеров – толстые и тонкие, плоские и круглые. Ворс может быть из синтетики, колонка, белки, № 1-9. 5. Для начала можно иметь ограниченный набор красителей: красный, желтый, зеленый, синий, черный. Резерв можно использовать готовый, он продается в специализированных магазинах. Но можно приготовить его самостоятельно. Самый простой резервирующий состав – это резиновый клей, разбавленный очищенным бензином 6. Прежде чем приступать работать непосредственно на шелке, надо сделать эскиз в натуральную величину, т.к. на шелке исправления не возможны, следует продумать все до мелочей на бумаге. 7. Теперь необходимо натянуть шелк на раму так, чтобы ткань была натянута без сборок, туго и гладко, не провисала и некасалась стола. Приколите бумажный шаблон с обратной стороны. Затем обведите по ткани мягким карандашом. Убираем шаблон, он нам больше не понадобиться. Устанавливаем раму строго в горизонтальном положении на плоскости. 8. Кистью средней величины смочите всю плоскость ткани, исключая ту, что останется белой.Тут надо проявить свое умение гладко расписывать относительно большие плоскости, прием плавного переходаиз цвета в цвет. 9. Дать полностью высохнуть. Здесь надо проявить умение гладко расписывать относительно большие плоскости, прием плавного перехода из цвета в цвет. Далее, обвести бесцветным резервом некоторые части. Снова дать высохнуть, затем добавить концентрированных красителей и покрасить оставшиеся плоскости. 10. Обведите все оставшиеся карандашные линии резервом и оставьте сохнуть на 1.5 часа. Для придания цвету видимости шероховатости посыпьте крупными кристаллами поваренной соли на прокрашенные, еще влажные участки шелка. Оставьте работу сушиться на раме. 12. Когда убедитесь, что шелк просох, стряхните аккуратно соль, в тех местах, где она прилипла – соскоблите. Работа над росписью закончена. Выводы 1. Изучение основ художественной росписи по ткани в элективном курсе способствует проявлению у учащихся: способностей к декоративно-прикладному творчеству ; способности быть индивидуальным активным субъектом, выражающим свободу в выборе и осуществлении профессиональной деятельности.2. Разработка дидактических материалов дает возможность обучения учащихся старшего звена школы ручной росписи по ткани и выбора профессии типа «человек – художественный образ». 3. Выбор этого направления образования позволяет продолжить учащимся учебу в педагогическом университете на отделениях дизайна, технологии и предпринимательства.4. Теоретические материалы работы и методические разработки могут быть использованы, студентами отделения «Технология и предпринимательство» на занятиях по курсу «Методика преподавания профильной подготовки», в период прохождения педагогической практики, а также рекомендованы учителям технологии для проведения элективных курсов в школе. Спасибо за внимание!