Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках физики.


Из опыта работы учителя физики МОУ « СОШ № 1» г. Энгельс Лысенко Н. Б. Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках физики.На уроках физики учащиеся участвуют в процессе передачи, получения, обработки, использования и хранения информации. Физика более, чем другие дисциплины, развивает учебные навыки по работе с информацией; уделяется большое внимание всем формам анализа ( текста, графика, формулы, таблицы, чертежа и т.д. ). Это развивает мышление, умение алгоритмизировать и планировать свою деятельность при решении задач. Работа с текстами. Метод сравненийСравнивать можно явления, законы, физические величины и т. п. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что предлагается сравнивать. Работа с текстами может идти как закрепление материала. Например, предлагается найти сходство и различие понятий, используя материал параграфов в учебнике Физика, 7 класс (А. В. Пёрышкин). Составляется таблица. Составление таблиц для разграничения понятий.Учащиеся десятых классов не все чётко понимают отличие средней скорости от средней путевой. Это можно показать при помощи того же метода составления сравнительных таблиц. Самостоятельная работа со сравнительными таблицами.При самостоятельном заполнении сравнительных таблиц учащиеся более глубоко понимают смысл того, что они сравнивают. «Кластер» -- педагогический метод, который развивает мышление, способность устанавливать всесторонние связи изучаемой темы ( понятия, явления, события).Описание метода:----- записывается ключевое слово или предложение;----- учащимся предлагается высказывать слова или словосочетания связанные с данной темой, которые записываются на доске ;----- совместно устанавливаются подходящие связи между понятиями и идеями.Как работать с кластерами :----- составление нового кластера ;----- самостоятельная работа с текстом;----- составление краткого рассказа по готовому кластеру ;----- коррекция и совершенствование кластера;----- анализ и завершение нового кластера. ( кластер – объединение нескольких однородных элементов ) Сфера применения кластеров необъятна…Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация своего видения проблемы.Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе.Всегда интересно проходят презентации «новых» кластеров.Каждый ученик включается в три вида деятельности( думает, пишет, проговаривает), что обеспечивает внутреннюю обработку информации, способствует её творческой переработке, позволяет выявить систему ключевых слов. Например ; в самом начале изучения физики учащиеся делают попытки систематизировать материал и Составленный на уроке кластер является, таким образом, опорным конспектом:7 класс.Источники физических знанийНаблюденияОпыты (эксперименты)Знания , добытые из собственных повседневных наблюденийГипотезаИзмеренияВыводы механикамеханикаКинематика(как происходит движение?)Динамика(почему движение происходи так?) Работа с физическими формулами. Метод составления кластеров.На этапе обобщения материала, насыщенного формулами, старшеклассникам можно предложить составить кластер – «шпаргалку». Такая работа для ребёнка любого возраста является интересной и творческой. Незаметно для себя он учится систематизировать материал, находить логические связи. Например ; схема для решения задач на уравнение Менделеева. Закрепление пройденного материала в конце урока.СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛАРаботаТеплопроводностьТрениеХимические реакцииДеформацияКонвекцияИзлучениеТеплопроводностьЭндотермическаяЭкзотермическая Электрический заряд.ЗАРЯДотрицательныйположительныйпротонэлектрондискретныйэлементарныйпорцияе