Презентация Возрождение традиционных промыслов Костромского села.pptx


МОУ ДОД Дом детского творчества«Возрождение народного промысла плетение из лозы в п. Зебляки»Проект Актуальность проекта«Вся земля наша русская-земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, нитками. Все может человек: превратить дерево в жилье, лодку, игрушку; камень - в ожерелье, шкатулку; металл – в самовар или поднос…От поколения к поколению тянется Златая Цепь – звено к звену, к колечку – новое колечко. От отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только пользы, но и красоты ради .» Прочитав эту цитату я подумал : «А не может ли произойти такое , что цепь эта когда-то прервется и красота плетеных изделии исчезнет с земли нашей ?» Цель исследования : Исследовать возрождение народного промысла лозоплетения в наше время, продолжая лучшие традиции старых мастеров Костромского края. Задачи исследования : Ознакомиться с историей возникновения и развития промысла лозоплетения.Ознакомиться с особенностями плетения в Костромском крае. 3.Собрать материал о мастерах по лозоплетению в настоящее время в п. Зебляки   4.Организовать поисковую работу по истории лозоплетения. ( Экскурсии в Краеведческий музей п. Зебляки, сбор сведений о мастерах по лозоплетению в наше время). Основные этапы работы над проектом:1.История возникновения и развития промысла лозоплетения.2.Особенности плетения из лозы в Костромском крае .3.Умельцы по лозоплетению в п. Зебляки – Смирнов В.М. и Климов П.С, их последователи . 4.Советы мастеров . 5. Виды плетения , используемые мастерами нашего поселка.6.Некоторые способы плетения (из опыта мастеров) , применяемые в изготовлении изделий из лозы. Мои изделия7. Заключение. . Из истории ивового прутаДревнейшее из ремёсел - плетение - всегда было в чести на Руси. А по значимости ставилось зачастую выше всего остального. Особенно славились изделия искусных мастеров из Верхневолжья, кустарей из Кинешмы, умельцев из Костромской, Ивановской ,Ярославской губерний ; в таких городах как : Вологда , Псков , Новгород , Тверь , Тула , Звенигород и Нижний Новгород. Вы уже обратили внимание , что искусство лозоплетение было распространено именно в тех городах и близлежащих деревнях , которые расположены на крупных и менее крупных реках ; там ,где и произрастает ива – основная поставщица сырья для корзиночников . Плетение корзин и других изделий из прута-лозы в Костромской губернииВ старое время, когда ткали вручную, мешки как тара считались роскошью, их использовали в хозяйстве под муку-крупы и ещё некоторые продукты. А вся остальная продукция (картофель, овощи, рыба) транспортировалась в корзинах. Надо отметить, что эта продукция при транспортировке сохранялась лучше, чем в мешках.Плетением корзин, как и лаптей, владели многие жители наших мест. Корзины имели разное назначение: бельевые, круглые с редким дном — для рытья картошки, хмелевые — для щипки хмеля, охотничьи — с окнами и перегородками для подсадных уток, с которыми ходили-ездили на охотуОсобое место в потребности корзин заняло создание колхозов, тут для каждого колхоза требовалось 1000 и более корзин ежегодно. Начать свою работу над поисками мы с Ириной Сергеевной решили с музея . Посетив наш местный краеведческий музей «Имени героя Соц. Труда Худякова Г.А» и, побеседовав с хранительницей музея -Шороховой В.В. , я узнал,что плетельщиков в п. Зебляки было не так много, а точнее сказать , двое : Климов П.С. и Смирнов В.М .Они считались мастерами – самоучками . Вера Васильевна была лично знакома с обоими мастерами ; беседовала с ними и все , что знала ,поведала и нам.Мастера по лозоплетению в п. Зебляки Климов Павел Сергеевич. Смирнов Владимир Матвеевич Советы мастеров:«За лето у ивы вырастает тоненький прутик – однолетний побег. Вот эти-то побеги и использую для плетения. А если срезать старый куст ивы почти у поверхности почвы, то от пеньков отрастет множество однолетних побегов.»«Самый лучший прут для плетения – это краснотал : и прочный , и гибкий да и корзинки из него получаются как бы ровнее. А заготавливать его лучше в период сокодвижения (Период сокодвижения у лозы наступает два раза в год: осенью перед пожелтением листьев и весной с началом распускания почек весной)»- Инструменты Занимаясь исследованием , я выявил , что мастера плетельщики занимались в основном изготовлением корзин и коробов на сани .Но каждый из них использовал различную технику плетения корзин . Я понял что корзины бывают нескольких видов:бельевые (донышко на обруче)монастырские ( сверху вниз ,завершающиеся дном )овальные или круглые на крестовинебелорусского типаВиды корзинВиды плетенияИзучив с Ириной Сергеевной изделия мастеров , я для себя выделил основные способы плетения : простое , послойное, наклонное, плетение веревочкой из двух и более прутьев Мои первые шаги :Плетение корзины :Этапы плетения корзины на круглом донышке :1 – изготовление круглой основы;2 - вплетение основы (установка вертикальных прутьев-стоек);3- укрепление стоек веревочкой в два-три прута ( 2 ряда) .4 - выполнение послойного плетения на бортах корзины;5 –уплотнение каждого ряда плетения изером;6- плетение края корзины («розга»)7 –установка каркаса для ручки;8 - последовательность выполнения ручки;9 - чистка готового изделия «Научившись плести из лозы даже элементарные вещи , человек приобретает способность чувствовать себя знающим и умеющим не просто делать обыденные вещи , а способность делать то , что умеют не все люди и способны далеко не все .В глазах окружающих вы станете человеком с «золотыми руками» , да и умение приручить природный материал и сделать из него нечто такое , что другим только сниться – ой как важно . Все в нашей жизни, ну или почти все , достигается упорным трудом , плетение из лозы не исключение .но не стоит думать, что это тяжелый труд. Нет – это приятный труд . Вы можете успокаиваться ,делая руками красивые вещи. Занимаясь этим полезным делом .Вы не будете думать о чем – то негативном или по крайней мере сможете отвлечься .Когда люди учатся делать что- то сами , они способны оценить свои силы и способности.» Практическая значимость проекта