Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа Гавриловского района Тамбовской областиПедагогический проект «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы»Автор: учитель русского языка и литературы Бирюкова Людмила Петровна Актуальность во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности. во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепшую душу ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно - нравственной воспитанности. Противоречия между имеющимся у детей низким уровнем нравственных ценностей и необходимостью воспитания человека высокой духовной культуры, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению. Проблемы недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных ценностей школьников;недостаточная технологическая проработка процесса духовно-нравственного развития на уроках литературы Гипотеза Если внедрять технологии личностно-ориентированного обучения на уроках литературы, то это будет способствовать формированию и развитию духовно-нравственных ценностей личности. Цель Определение и апробация методов и технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать духовную культуру в условиях образовательного пространства. Задачи: определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся духовно-нравственных ценностей;повысить интерес к изучению литературы и развивать мотивацию учебной деятельности;вовлечь обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;повысить результативность обучения;активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах. Объект исследования –образовательный процессПредмет исследования – педагогические технологии, способствующие формированию духовной культуры Этапы работы I этап. 2015- 2016 уч. год (1-е полугодие)- начальный период, предполагающий обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня духовно-нравственного развития учащихся. Методы исследования:анализ литературы, Интернет-источников;проектирование педагогического экспериментаII этап. 2015-2016 уч. год (2-е полугодие)- период комплексного применения методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников как в урочной, так и во внеурочной работе. Методы исследования:наблюдение, сравнение, обобщение;педагогический экспериментIII этап.2016-2017уч. год (1-е полугодие) - контрольный этап эксперимента. Проводилась диагностика сформированности уровня школьников, которая доказала эффективность форм и методов духовно – нравственного воспитания школьников.Методы исследования:качественный и количественный анализ результатов Ожидаемые результаты Повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности;Развитие интереса к изучению литературы.Развитие мотивов учебной деятельности и творческого потенциала личности. Теоретическая база философско-психологические положения о сущности человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве, в общении как взаимодействии с миром, (Б.Г.Ананьев, М.И.Ли сина, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский); психолого-педагогические положения о закономерностях духовного развития в школьном возрасте (Л.С.Выгот ский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин); гуманистические, основанные на ценностном, культурологическом подходах к воспитанию педагогические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, К.Д. Ушинский).;идеи В.И.Журавлева, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, согласно которым сущностью воспитывающего обучения является достижение органической связи между усвоением входящих в содержание образования знаний, опыта творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе. Принципы организации деятельности Личностно - развивающий принцип — каждый урок должен воспитывать нравственно.Принцип деятельностного подхода к творческому развитию личности— на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ.Принцип сотрудничества и взаимопомощи — использовать различные формы работы.Дифференцированно-коммуникативный принцип —применение различных подходов обучения.Принцип проблемности обучения — каждый урок решение личностно-значимой проблемы Принцип проектно-исследовательского метода — к реальному результату через рефлексию и самоорганизацию Педагогические средства Обучение в состоянии эмоционального раскрепощения, свободы выбора, в неформальной обстановке.Отказ от принуждения и одинакового отношения ко всем ученикам. Обучение без страха неудачи и при осознании всеми ограниченных возможностей познания. Образование через ценный для личности персональный опыт познания.Опора на предварительное обучение учащихся навыкам самостоятельной работы и организация познания (только то, что познано самостоятельно, закрепится в сознании личности). Педагогические технологии ЛИЧНОСТЬ Проблемное обучение дискуссионность; развитие творческих способностей ученика; углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Проектная технология опыт самостоятельных действий в самых разных жизненных ситуациях;постановка перед собой цели;определение способов ее достижения; прогнозирование результатов и действий по самостоятельно намеченной программе. Исследовательская деятельность получение знаний о предметах и явлениях и установление пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.развитие ученика и учителя в ходе совместного поиска решения поставленной проблемы. ИК-технологии акцентирование на практических, творческих, проектных работах учащихся;обогащение урока нестандартными и новыми формами работы, которые способствуют развитию познавательного интереса и формированию духовной культуры. Формы организации учебной деятельности урок-виртуальное путешествие;литературная гостиная;урок-дискуссия;урок-исследование;поэтические чтения. Результаты проекта Результаты диагностики по методике Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» показывают положительную динамику уровня сформированности у учащихся нравственных качеств ко всему окружающему. Результаты проекта Развитие уровня воспитанности по методике Н.П.Капустина. За данный период было отмечено усиление проявлений таких показателей воспитанности, как целеустремленность, требовательность к себе, улучшилась культура общения учащихся. Обработка результатов анкет выявила следующую динамику: Результаты проекта Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод об увеличении количества детей, для которых характерна устойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Результаты проекта Исследование интеллектуальных и познавательных способностей учащихся по методикам Зверевой В.И. Результаты проекта Динамика качества знаний Участие в конкурсах, проектах Мониторинг № п/п Мероприятие Результат 1 Литературный творческий конкурс «Герои земли Тамбовской». Сочинение «Отечества достойный сын!». Победитель муниципального этапа 2 Творческий конкурс исследовательских работ «Моя земля. Мои земляки». Диплом III степени регионального этапа 3 Областной эпистолярный конкурс «Письмо губернатору. Моя активная гражданская позиция». Победитель 4 Всероссийский детский конкурс художественного творчества «Святые заступники Руси». Участники 5 Региональный литературный конкурс «С книгой по жизни». Победитель муниципального этапа Выводы Таким образом, результаты диагностических измерений позволяют сделать вывод о том, что применение технологий личностно-ориентированного обучения в практике преподавания литературы способствует формированию и развитию духовно-нравственных ценностей личности. Следовательно, наша гипотеза нашла своё подтверждение. Распространение опыта Результаты работы были представлены на методическом объединении учителей русского языка и литературы школы и района. Некоторые методические разработки размещены на сайтах интернет-сообществ учителей: http://it-n.ru («Сеть творческих учителей»); https://open-lesson.net («Открытый урок») http:// gavril2sosh.68edu.ru(Сайт школы) Информационные ресурсы 1. Круглова И.В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах //Образование в современной школе. 2005. №8.2.Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.2003.№ 43.Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / - М.: Владос, 2003.4. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг воспитательного процесса в школе М.: Академия АПКиПРО, 2003.5.Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе // Русская словесность .2002. №2 6.Чередникова О. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы //Русский язык.2009. №5.7.Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя // Исследовательская работа школьников. 2005. №3 . Информационые ресурсы 1.http://festival.1september.ru/articles/520619/ 2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4765/Itemid,118/ 3.http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-4.htm 4.http://www.openclass.ru/portfolios/32785