Калейдоскоп методических идей для воспитателей ДОУ
Калейдоскоп методических идей: «Компьютер и дети» Сошкина Ирина Анатольевна, старший воспитатель, Ребенок играет в то, что он хочет, но не может осуществить в реальности в силу своего возраста.Л.С. Выготского формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использовать НИТ для осуществления своей деятельности;служат целям обогащения когнитивной основы личности ребенка;обеспечивают достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития;дают возможность выявления и поддержки одаренных детей, а также широкой диагностики и коррекции развития детей с ограничениями умственного и физического развития;являются педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях;обеспечивают доступ к передовым методам воспитания детей, благодаря разветвленной коммуникационной сети, объединяющей детские сады, педагогические вузы и училища, центры детского творчества и другие дошкольные учреждения, оснащенные средствами НИТ. Использование компьютеров в дошкольном образовании: 7 основных правил при работе ребенка за компьютером При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках;Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см);Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 10-25 минут работы перед монитором;Соблюдать правильную рабочую позу;Не работать на компьютере в темноте;Следить за содержательной стороной игр и программ;После занятий умыться прохладной водой. Компьютерные игры - это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым этот экран в поле игры. Это своего рода «настольная игра», но впечатляющая и достаточно сложная. Классификация компьютерных детских игр: Виды детских компьютерных программ (классификация) ВозрастСюжетная тематикаУровень сложности игровой задачиСложность управленияЗадачи развития способностейНаправленность на обучение различным предметам и т.д. Возможные критерии классификациидетских компьютерных программ: Классификация КИ необходима для:более удобной ориентации во всем многообразии программной продукции для детей;быстрого отбора требуемой программы по определенным критериям;понимания, какая область недостаточно обеспечена программным материалом и .т.д. Развивающие игры Компьютерные диагностические игры Игры-забавы Игры - экспериментирования Обучающие игры Детские компьютерные программы можно разделить на 5 больших классов Это компьютерные программы «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.Такие игры предполагают множество методик их использования. Развивающие игры Графические редакторы «рисовалки», «раскрашки»;«Конструкторы сред»;«Конструкторы сказок». Это игровые программы дидакти-ческого («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.К этому классу относятся игры, связанные: Обучающие игры с формированием у детей начальных математических представлений;обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам;формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;эстетическим, нравственным и экологическим воспитанием;основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления eю. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи. Игры - экспериментирования Практически все игры (развивающие, обучающие, экспериментирования) можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, компьютерными диагностическими методиками могут считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом функция программы состоит в сборе и запоминании данных для последующей интерпретации специалистом. Либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером.Результат диагностики могут выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей. Компьютерные диагностические игры В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки». Игры - забавы Параметры отбора компьютерных игр для дошкольников КП должна быть игровой по своей форме; иметь педагогическую направленность на реализацию задач развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; соответствовать психофизиологическим возможностям детей дошкольного возраста. 1 параметр Для успешной компьютерной деятельности ребенка необходимо наличие базовых ЗУН: достаточно высокий уровень общего развития ребенка и созревание знаково-символической системы (4–5 лет). Эти базовые умения формируются в процессе непосредственной повседневной деятельности путем поэтапного развития разных видов традиционных игр. Устанавливается наличие дружественного интерфейса, который формируется в соответствии с компонентами интерфейса «ребенок – компьютерная программа» При проектировании операционной системы в детской развивающей компьютерной программе необходимо учитывать специфически характер взаимодействия детей дошкольного возраста с компьютером. 2 параметр Компьютерная программа должна соответствовать критериям функционального комфорта: - мотивация; - посильное преодоление трудностей смыслового характера; - минимальные затраты на преодоление трудностей технического характера. 1 2 Группы здоровья:I группа – практически здоровыеII группа – имеющие функциональные отклоненияIII группа – имеющие хронические заболевания в стадии компенсации Длительность компьютерно-игровой деятельности:Дети 5 лет I и II группы здоровья – 10 минутДети 5 лет III группы здоровья – 7 минутДети 6 лет I и II группы здоровья – 15 минутДети 6 лет III группы здоровья – 10 минут В зависимости от состояния здоровья ограничивается длительность работы за компьютером. Для сохранения здоровья детей в процессе компьютерно-игровой деятельности решающее значение имеет состояние здоровья детей. 3 Соблюдение временных нормативов при выполнении заданий в компьютерной игре. 3 параметр Обращается внимание на: общее время, необходимое для завершения всей игры;время, затрачиваемое на выполнение одного логически завершенного задания в компьютерной игре;допустимое количество игровых операций производимых ребенком, с учетом разных временных затрат на выполнений одного и того же задания у различных детей. Компьютерная игра должна иметь определенную структуру:- набор отдельных, логически завершенных заданий, объединенных общим смыслом или темой игры;- иметь возможность многократного входа и выхода из программы с сохранением результата. Показателем качества компьютерной игры для дошкольников может служить наличие сопроводительной методической документации и вспомогательных материалов. 4 параметр Всемирная сеть предоставляет возможность общаться, получать информацию, обмениваться опытом с очень большим количеством специалистов в дошкольном образовании, а так же посещать форумы и виртуальные семинары по интересующей тематике.Это означает, что отзывы о использованию компьютерных игр, методические рекомендации, можно узнать и в процессе общения с другими педагогами-практиками. Методические рекомендации для педагогов и родителей «Дети и компьютер» Знакомьте дошкольников с компьютерными средствами начиная с 4-5 летИспользуйте компьютер как средство разнообразной деятельности ребенка (обучение, игра, общение, конструирование, художественная и другая продуктивная творческая деятельность)Компьютер и компьютерные игры не должны быть изолированы от педагогического процесса ДОУ. Предлагайте компьютерные игры в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, вводя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.Используйте компьютер как средство воспитания, обогащения интеллектуальной сферы, развития творческих способностей ребенкаКомпьютер не должен в своей технической и программной сути быть враждебен ребенку. Выбирая программное обеспечение и материала для работы с детьми, обращайте внимание на эффективность, безопасность и комфортность деятельности воспитанников и педагогов.Чтобы у ребенка присутствовал интерес к выполнению заданий, содержание занятий должно быть разным по степени ясностиИспользуйте компьютерные игры как одну из форм практического мышления дошкольниковКомпьютерные игры должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами-заместителями. Учите детей оперировать символами (знаками), обобщенными образамикомпьютерные игры должны иметь логическую завершенность, и не превышать рекомендованное количество времени, отведенное на работу ребенка за компьютером. Использованная литература Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: МПСИ, 2002.Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. -№ 6. -с.102-104.Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СП-б, 2003.Электронные ресурсы«Бука»-компания-издатель компьютерных игр – 1993 [Электронный ресурс]. URL: http://www.buka.ru«Рулимоны» — детская онлайн-игра – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulimony.ruПанина С. Развивающие компьютерные игры для детей // Сайт "Московская Мама» - 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosmama.ru