Мастер-класс для учителей физико-математического цикла Типология уроко деятельностной напрвленности
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни". Типология уроков «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи американский философ и педагог Типы уроков по ФГОС Типы уроков по ФГОС Постановка целей: Деятельностная цель: системно- деятельностный подходОбразовательная (содержательная) цель:дидактическая – решает задачи познания уроки «открытия» нового знания; Деятельностная цель: формирование учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок рефлексии. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Урок общеметодологической направленности. Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура уроков рефлексии: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Типология уроков А.К.Дусавицкого 1.Урок постановки учебной задачи2. Урок решения учебной задачи3. Урок моделирования и преобразования модели4. Урок решения частных задач с применением открытого способа5. Урок контроля и оценки Урок в системе развивающего обучения Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.С. Выготский Авторы системы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологииЕму принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Принципы обучения 1. Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения2.Принцип опережающего обучения (Обучение есть источник развития). 3.Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. 4. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. 5. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Понятие пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков, по содержанию может быть отнесён к тому или иному типу. интервал в 30-40 минут УРОК в традиционном обучении Понятие УРОК в структуре ФГОС Урочное занятие Систематически спланированная и организованная педагогом в соответствии с учебным планированием данного курса (модуля) коллективно-распределённая деятельность обучающегося Урок — это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание, методы и формы. Урок — особый фрагмент, «клеточка», обладающая существенными признаками целого. Понятие Понятие интервал в 30-40 минут психологическая репродукция коллективно-распределённая деятельность усвоения знаний, умений, навыков формирование умения учиться Понятие Урок – это прежде всего урок жизни в ситуации неопределённости. 1. Межличностный контакт.2. Включение ребёнка в конкретную предметную деятельность (ситуация успеха).3. «Зацепка» (ситуация неопределённости, разрыв, выход-определение задачи).4.. Организация учебных действий детей (выбор формы работы, гипотезы, их фиксация, переход к проблемной ситуации) Психологическая структура урока 5. Пауза перед решением (коллективная деятельность сменяется индивидуальной). Умение «держать паузу».6. Кульминация (разрешение противоречия – ЭВРИКА!)7. Развязка, эпилог (рефлексия пути, движение урока, фиксируется и обосновывается решение.) Особенности организации урока «Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач». (А.Б. Воронцов) Типология уроков Урок постановки учебной задачиУрок решения учебной задачиУрок моделирования и преобразования моделиУрок решения частных задач с применением открытого способаУрок контроля и оценки 1.Урок постановки учебной задачи.2. Урок решения учебной задачи.3. Урок моделирования и преобразования модели.4. Урок решения частных задач с применением открытогоспособа.5. Урок контроля и оценки. Типология уроков в РО Урок постановки учебной задачи Цель :выделить задачу,организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели» Итог: формулирование задачи (детьми ) Создание ситуации успеха.Создание ситуации разрыва.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.Рефлексия. Cтруктурa: Урок решения учебной задачи. Цель:Отыскать общий способОрганизовать совместные действия детей как внутри одной группы, так и между группами Итог : Фиксация всех гипотез детей Cтруктурa: Анализ условий решения задачиСобственно решение задачи, конструирование нового способа действий Рефлексия Урок моделирования и преобразования модели. Цель:Выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования Итог:Построение модели на основе анализа принципов, способов её создания Cтруктурa: Преобразование условия задачиСобственно моделированиеПреобразование моделиРефлексия Урок решения частных задач с применением открытого способа. Цель:Формирование навыка, отработка способа действия Итог: Формирование умений , органично входящих в жизнедеятельность ребёнка Урок контроля и оценки. Цель : Через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания Итог: индивидуальный план по ликвидации проблем и трудностей «Уравнения» Тип урока – урок моделирования и преобразования моделиЦель урока - выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования 1 этап. Мотивация учебной деятельности. 2 этап. Актуализация знаний. 3 этап. Постановка учебной задачи 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. 5 этап. Самостоятельная работа. 6 этап. Задание на дом.7 этап. Рефлексия деятельности. Структура урока 1.«Ситуация успеха»(рефлексия способа)2.Постановка учебной задачи столкновение знания с незнанием выявление проблемы выдвижение гипотез, идей выбор, проверка гипотез подведение итога(формулируют дети)3.Моделирование4.Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия»)5.Контроль(само-, взаимо-)6.Оценка(само-, взаимо-; «ловушки») - Найди ошибку (72 – x) + 53 = 86,72 – x = 86 + 53, - 72 – x = 139, Выбери правильный ответ 99 33 111 x = 72 33, x = 39. Ответ: 39. Замечательно! + Особенности урока в этой психолого-педагогической системе включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссиииспользуется квазиисследовательский метод обученияособое внимание формированию действий контроля и самоконтроля ( система проверочных, диагностических работ) учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфортадомашние задания сведены к минимумудети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями . МАЦУО БАСЁ О , сколько их на полях !Но каждый цветет по-своему -В этом высший подвиг цветка