Презентация Рефлексивные методики в работе учителя
Рефлексивные методики в работе учителя
Рефлексия (от латинского reflexio – «обращение назад») – анализ осуществлённой деятельности , направленный на выявление причин затруднений и коррекцию способов деятельности. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:1) фиксирования состояния развития;2) определения причин этого;3) оценки продуктивности развития от состоявшегося педагогического взаимодействия.
1.Мысленно восстановить деятельность, т.е. осмыслить её этапы, способы работы, средства, которыми воспользовался до момента встречи с препятствием.2. Осуществить критику своей практики- проанализировать , насколько деятельность соответствовала установленным нормам.3. Принятие решения о том, как нужно изменить условия, факторы, приёмы, средства деятельности.
Для чего нужна рефлексия?Если ребенок понимает:ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Прием «Корзина идей»-Каждый участник вспоминает и записывает на листочке когда и как использует рефлексию на уроке (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Когда проводить?Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материаларефлексия как способ обратной связи
Рефлексия настроения и эмоционального состояния В начале урокаПрименяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроенияВ процессе объяснения нового материалаЗеленый -Я уже об этом знал(а), но было интересно. Синий - Я узнал)а) много нового интересного. Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов деятельности.Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. В конце урока: дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха»
Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? мы делали удачно? Что делали не рационально? Какие резервы мы не использовали? На основе каких критериев можно оценить нашу (твою) деятельность? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе? Какие факторы успешной работы мы сохраним в будущем? «Фотографирование».
«Лесенка успеха» нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.Оценка «приращения» знаний и достижения целейЯ не знал…… теперь я знаю……..
В конце урокасегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Что нового ты узнал на уроке?Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?Где ты применишь полученные знания?В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?Благодаря каким инструментам ты нашел решение?Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т. д.)?С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?За что бы ты себя похвалил на уроке?Что изменил бы в своих действиях на уроке?Что бы ты изменил на уроке в последующем?Что тебе понравилось на уроке больше всего?
«Плюс-минус-интересно»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПЛЮСМИНУСИНТЕРЕСНОвсе, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целейвсе, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуацийвсе любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
Анкета самоанализа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интереснопопросить учащихся аргументировать свой ответ.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на листочке условно отмечать свои ответы«Х» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«У» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» - не ответил.
Упражнение палецБольшой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.Средний – мне было трудно (мне не понравилось).Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.Мизинец – для меня было недостаточно…
Упражнение «Запрет на слова»нельзя"я не могу..."; "я не знаю, как..."; "у меня не получится..."можночто нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для...; какие умения нужны для этого; какая дополнительная информация и т.п.
Алгоритм самоанализа и самооценки после изучения темыА . 1. На занятии (ях) по теме:узнал...;понял...;научился....Лучше всего на занятии у меня получалось...,Основные трудности были...У меня произошли изменения:в знаниях по предмету...;в умении чувствовать и ощущать...;в моих творческих способностях...;в умении осознавать себя...;5. Сам себе желаю....Б. Мое самое большое дело при изучении дисциплины - это....Я получил знания по....Мой самый большой успех - это....у меня теперь получается - это....- у меня осталась трудность в....
«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки«Дерево успеха» зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки
Рефлексия содержания учебного материала-уровня осознания содержания пройденного материаланезаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).выбор афоризма,точка зрения, дерево цели,достижение цели,отношение к проблеме, мнение, кластер, синквейн
«Дерево цели»Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью«Мнение»При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:1. Громко – тихо.2. С запинками – без запинок.3. Выразительно – нет.4. Понравилось – нет.
«Дерево предсказаний»Ствол дерева – тема, вид деятельности.Ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено).Листья - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.) «Кластеры» -что узналиРисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы.
«Горячий стул»Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:-Что нового ты узнал?-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?-О чем ты думал во время работы?-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?-Что тебе понравилось при работе больше всего?Графическая
"Три М"Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.АкрословоВ — всесильныйО — олицетворяет справедливость Л — луна, черный пудель и "чертовщина" А — антипод ИешуаН — не абсолютное злоД — дьявол
ПРИЁМ «МЫСЛИ ВО ВРЕМЕНИ»Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.Почему я записал именно эти слова?О чем я думал, когда писал эти слова?Чтобы я хотел в записях изменить?Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
ПРИЁМ "ТЕЛЕГРАММА"Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Рефлексия как способ обратной связитесты,сочинения,стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке Основной целью этапа является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
Методические задачи: Проверить сформированность способа действия. Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.
Необходимо:- уточняют алгоритм исправления ошибок;- называют способы действий, вызвавшие затруднение;- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;- оценивают собственную деятельность на уроке;- намечают цели последующей деятельности;- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности Необходимо:-организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определения, алгоритмы и т.д.-активизировать мыслительные операции;-зафиксировать способы действий в буквенной или знаковой форме;-организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу);-организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).
Этап локализации затруднений Учащиеся допустившие ошибки анализируют свое решение, определяют место ошибки, выделяют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки. Уточняют индивидуальную цель.Учащиеся, получившие правильные ответы, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют творческие задания. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность работать по своему индивидуальному плану.Далее учащиеся, которые допустили ошибки:на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Этап построения проекта выхода из затруднения Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению-исправить ошибки самостоятельно и проверить с использованием, предложенного эталона-выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы...), в которых были допущены ошибки.-решить задания (часть из которых можно перенести в домашнюю работу).
Каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:-самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;-в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;-далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;-решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Алгоритм конструирования урока рефлексииСоставить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.Подобрать задания для самостоятельной работы № на применение перечисленных знаний.Определить способы организации самопроверки самостоятельных работПодготовить образцы и эталоны для самопроверки.Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы организации повторения и способ фиксации эталонов.Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.)Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.Продумать форму организации этапов мотивации и рефлексии учебной деятельности.Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений и построение проекта).В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.