Презентация по обществознанию Рыночные отношения 11 класс


РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ Выполнил: учитель ВКК по истории и обществознанию МБОУ «Лицей №65» г. ВоронежПопова Н.В. Цели урока: Раскрыть основные черты рыночной экономики;Углубить знания учащихся о законе спроса и предложения в рыночной экономике;Выяснить ценовые и неценовые факторы спроса и предложения;Сформировать представления у обучаемых о структуре (видах) рынков;Сформировать и конкретизировать знания учащихся о равновесной цене и равновесном рынкеПоказать противоречивость рынка как общественного явления;Вычленить функции рынка;Закрепить полученные знания решением экономических задач. Закон спроса и предложения- главный закон рынка Его называют «невидимой рукой рынка»;Он регулирует производство;Побуждает к снижению производственных издержек;Стимулирует совершенствование техники;Способствует повышению производительности труда. Спрос –желание и возможность потребителя купить товар по конкретной цене в определенном месте вопределенное время. СПРОС ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОВОКУПНЫЙ ЗАКОН СПРОСА: величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены (чем ниже цена, тем выше спрос). ЦЕНА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА:ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ;ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ;МОДА;СЕЗОННОСТЬИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание и возможность продавцареализовать товар в конкретном месте по определенной цене в конкретное время. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: величина ПРЕДЛОЖЕНИЯ находится в прямой зависимости от изменения цены (чем выше цена, тем выше предложение).ЦЕНА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ;НАЛОГИ;ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН ЗА АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЙ, АРЕНДУ ЗЕМЛИ Рыночная структура(виды рынков) : По субъектам: рынок покупателей – рынок продавцов;По объектам: рынок товаров рынок услуг фондовый рынок рынок трудаПо соответствию законодательству: легальный – нелегальный рынок По принципу свободной конкуренции: рынок чистой совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции Рынок чистой свободной конкуренцииСуществует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию.Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги),ресурсы, о затратах и т. д.Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Рынок несовершенной конкуренции 1. Монополистическая конкуренция Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции 2. Олигополия. Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют основную часть ее продукции. 3. Чистая монополия. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. . Р цена Q количество ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА D D1 ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Р ЦЕНА Q КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА D D1 РАВНОВЕСНАЯЦЕНА КРИВАЯ СПРОСА КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – ЭТО РЫНОК, НА КОТОРОМ УСТАНОВИЛАСЬРАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА, Т. Е. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ СПРОСУ. ЗАКОН МАРШАЛЛА Функции рынка: Посредническая (соединяет производителей – потребителей)Ценообразования.Информационная (предоставляет информацию о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса).Регулирующая («перетекание» капитала из менее выгодных отраслей в более выгодные).Санирующая (банкротство нерентабельных предприятий) Рынок несовершенен, он имеет как позитивные, так и негативные стороны Позитивные стороны:Способствует эффективному распределению ресурсовСтимулирует НТП.Максимально удовлетворяет потребности покупателей.Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы Негативные стороны:Безработица.Инфляция.Не гарантирует развитие фундаментальной науки.Социальное неравенство.Монополизация производстваНе решает проблему внешних эффектов.Цикличность развития экономики.Не гарантирует защиту окружающей среды. Задачи по теме «Экономика» Какой смысл вкладывают экономисты в понятие «величина спроса»? Составьте два предложения: одно, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса, и второе – о причинах изменения величины спроса на товар. Задачи по теме «Экономика» Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции Задачи по теме «Экономика» Верны ли следующие суждения о факторах увеличения предложения? А. Фактором увеличения предложения является размер предполагаемой прибыли. Б. Фактором роста предложения является увеличение цены предлагаемого товара. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны На графике изображено изменение предложения книг на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения в положение ? (На графике P – цена товара, Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. увеличение количества фирм, производящих книги увеличение благосостояния населения пропаганда чтения рост тарифов на электроэнергию повышение субсидий для издательств S1 S2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Задачи по теме «Экономика» Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками. Характеристики Виды рынков труда А) предложение труда возрастает 1) конкурентный в соответствии со спросом Б) зарплату диктует фирма крупных 2) монополизированный нанимателей В) на рынке труда действует несколько крупных компаний Г) рабочие одной профессии независимо друг от друга предлагают свою рабочую силу Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.