Система физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации
к.п.н., доцент АСОУ Фирсин С.А. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Система физической культуры – это упорядоченная совокупность государственных органов, общественных организаций и граждан, осуществляющих деятельность в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. «Система физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации" - это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть федеральной системы физической культуры и спорта, ограниченная в пределах административно территориальных единиц, имеющая свои органы управления и осуществляющая деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в отдельном субъекте Российской Федерации На основании теории систем все представленные в Законе компоненты могут быть выделены в под системы:1. "Подсистема представительной и законодательной власти": Президент Российской Феде рации (Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту); Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации (Комиссия по де лам молодежи и спорта) и Государственная Дума (Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи).2. "Подсистема исполни тельной власти" первого уровня: Правительство Российской Федерации: Федеральное агентство по физической культуре и спорту; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Федеральное агентство здравоохранения и социального развития); Министерство образования и науки (Федеральное агентство по образованию); Олимпийский комитет России, в который входят более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, представители всех 89 спортивных организаций регионов России; 12 региональных олимпийских академий и 20 других спортивных организаций федерального уровня.3. "Подсистема исполнительной власти" второго уровня: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. 4. "Подсистема исполни тельной власти" третьего уровня - органы муниципальной власти: городские и районные Комитеты по физической культуре и спорту, Комитеты по делам молодежи; Комитеты по образованию; Комитеты по здравоохранению, городские и районные федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные объединения.5. "Подсистема исполнителей": в соответствии с ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ст. 5 включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, и.др. Физическая культура представляет собой часть общей культуры общества Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется уровнем работоспособности и запасом двигательных умений и навыков.Под физическим развитием понимается, процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни.Физическая культура ориентирована на совершенствование природных физических свойств человек.В иерархии принципов в системе физического воспитания, принцип всестороннего развития личности следует отнести к общим принципам образования и воспитания. Физическими упражнениями называются формы двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания. Нагрузка физических упражнений характеризуется, величиной их воздействия на организм.Величина нагрузки физических упражнений обусловлена, сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации.Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как занятия способствуют повышению резервных возможностей организмаИнтенсивность выполнения упражнений можно определить по ЧСС. Если ЧСС после выполнения упражнения восстанавливается за 60 сек до уровня, который был в начале урока, то это свидетельствует о том, что нагрузка достаточно большая и ее можно повторить.Частоту пульса 140-150 уд/мин вызывает большая интенсивность упражнений.Измерение ЧСС сразу после пробегания отрезка дистанции следует отнести к оперативному виду контроля. Техникой физических упражнений принято называть способ целесообразного решения двигательной задачи. Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под основой (ведущим звеном и деталями техники) называется наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения - ведущего звена техникиДетали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.).Эталон техники физических упражнений - это техника лучших спортсменов.Стандарт техники физических упражнений - это основа техники, которой учат всех.Индивидуальная техника физических упражнений - это техника проявляющаяся в деталях. Грамотное использование индивидуальных особенностей спортсмена, повышает результаты в выполнении упражнений. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений. Правильная последовательности должны выполняться в комплексе утренней гимнастикой перечисленные упражнения: Потягивания. 2. Поочередное напряжение и расслабление мышц.3. Ходьба с постепенным повышение частоты шагов. 4. Бег в спокойном темпе. 5. Дыхательные. 6. На укрепление мышц и повышение гибкости. 7. Прыжки.8. Бег с переходом на ходьбу. Правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке:1. Упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп. 2. Дыхательные упражнения. 3. Упражнения на развитие быстроты и гибкости. 4. Упражнения на развитие силы. 5. Упражнения на развитие выносливости. 6. Ходьба или спокойный бег в чередовании с дыхательными упражнениями. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. 1. Упражнения на частоту движений. 2. Повторный бег на короткие дистанции. 3. Дыхательные упражнения в интервалах отдыха. 4. Прыжковые упражнения с отягощением и без них. 5. Легкий продолжительный бег. 6. Ходьба. 7. Дыхательные упражнения. В основной части урока по общей физической подготовке отводится развитию физических качеств. Наиболее эффективная правильная последовательность воздействий на физические качества: 1. Быстрота. 2. Гибкость. 3. Сила. 4. Выносливость. Во время индивидуальных занятий закаливающими процедурами следует соблюдать ряд правил. 1. чем ниже температура воздуха, тем интенсивней надо выполнять упражнение, т.к. нельзя допускать переохлаждения;2. чем выше температура воздуха, тем короче должны бытьзанятия, т.к. нельзя допускать перегревания организма;3. не рекомендуется тренироваться при активном солнечномизлучении. Правильной осанкой можно считать, если вы, стоя у стены, касаетесь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками Правильное дыхание характеризуется более продолжительным выдохомПри выполнении упражнений вдох не следует делать во время вращений и поворотов тела. Под силой как физическим качеством понимается - свойство человека противодействовать внешним силам за счет мышечных напряжений.Под быстротой как физическим качеством понимается- комплекс свойств, позволяющий выполнять работу в минимальный отрезок времени.Для развития быстроты используют двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время подвижных и спортивных игр.Под гибкостью как физическим качеством понимается - комплекс свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев. На развитие гибкости следует выполнять упражнения до появления болевых ощущений. При развитии гибкости следует стремиться гармоничному увеличению подвижности в основных суставах.Под выносливостью как физическим качеством понимается - комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.Выносливость человека не зависит от функциональных возможностей систем энергообеспечения. Предварительный контроль - в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен, изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению иного учебного материала или выполнению нормативных требуемой учебной программы). Данные такого контроля позволяют решить учебные задачи, средства и методы их решения.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.Текущий контроль - для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимаются после разных (по величине, направленности) физических грузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величин физических нагрузок в них.Этапный контроль - для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.Итоговый контроль - в конце учебного года для определении успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявление положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень «нормативных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!