Формирование метапредметных компетенций обучающихся в рамках внеурочной деятельности средствами физической культуры
Метапредметный подход во внеурочное время со спортивно-оздоровительной направленностью( основная школа)Булукова Лидия ВасильевнаУчитель физической культуры первой категорииМАОУ «Школы бизнеса и предпринимательства»Г.Перми
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Одно из этих направлении является спортивно-оздоровительное . Внеурочная деятельность со спортивно-оздоровительной направленностью увеличивает пространство выбора ,в котором подросток развивает и реализует свою творческую, познавательную и двигательную активность.
Целью внеурочной деятельности со спортивно-оздоровительной направленностью является: создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи внеурочной деятельности со спортивно-оздоровительной направленности:Формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, развитие навыков организации здорового образа жизни;Развитие индивидуальных способностей обучающихся посредством углубления и расширения основ знании;Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с учителем, сверстниками, родителями в решении общих проблем;Воспитание трудолюбия , способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов.
Для решения задач создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает Организационные формы:Походы физкультурные праздники кружки олимпиады конференции Спортивные соревнованиясекции
Внеурочная деятельность, как и урочная направлена на достижения личностных и метапредметных результатов :РегулятивныхКоммуникативных Познавательных
Метапредметный подход предполагает ,что подросток овладевает не только системой знании, но осваивает универсальные способы действии, с их помощью сам сможет добывать информацию, в ходе которой должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
В нашей школе организованна активная группа, состоящая из учеников и учителей физкультуры. Благодаря этой возрастной группе были разработаны и проведены спортивные праздники и турниры : лёгкоатлетическая эстафета, « Мама, папа ,я- спортивная семья», «Зимние забавы», дни здоровья и многое другое.
День здоровья проходил по станциямВ процессе прохождения всего маршрута перед учащимися ставились задачи на определённые способы действии. Прохождение станции предусматривало ставить цели, искать способы их преодоления, выбирать стратегию, договариваться и приходить к общему решению. Данное мероприятие позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Занятия в секциях мини-футбол баскетбол Планируемые результаты:Занятия в секциях мини-футбол баскетбол развивает у детей потребность в систематических занятиях, стремление показать высокий результат на соревнованиях. Ребята научатся принимать инструкцию педагога, планировать свои действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата, умение общаться со сверстниками в соревновательной и игровой деятельности.
кружки 3.В кружках «Юный спасатель», « Культура здоровья» используется интерактивный метод внеурочной работы, при которой группа(8-12человек) взаимодействуют между собой и с учителем, совместно моделируют ситуации («как оказать первую доврачебную помощь ») по сохранению своего здоровья, решают проблему, оценивают предложенные способы действия друг –друга и своё собственное поведение. По окончания курса кружка, который рассчитан на 8 часов каждый составляет инструкцию по сохранению своего здоровья, избежать опасности в той или иной ситуации для сохранения жизни.
Планируемые результаты:Личностные- осознания себя, как индивидуальности и одновременно как члена общества ,способность к самооценке своих действии ,поступков, установок на здоровый образ жизни. МетопредментыеРегулятивные- определять и формулировать цель деятельности, проговаривать последовательность действии, высказывать свою версию;Познавательные- добывать новые знания , находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;Коммуникативные – умение донести свою позицию до других. Составить инструкцию.
Инструкции
Ученический проектУченический проект, также используется вне учебного времени. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать, сколько уметь учиться делать, самостоятельно находить необходимую информацию, на освоение новых двигательных действии, путём переосмысления уже изученных движении, исследовательской и конструктивной деятельности ,нахождение своих способов решения проблемных ситуации в двигательной деятельности. Проектная деятельность –продукт, направленный на изменение реальной ситуации. Ставя практическую задачу ,например :научиться подтягиваться, чтоб сдать нормы ГТО. Ученик ищет под конкретную задачу свои средства, успехом проекта является его продукт.
У учащихся формируются универсальные учебные действия:Личностные - осознания себя, как индивидуальности и одновременно как члена общества ,способность к самооценке своих действии ,поступков, установок на здоровый образ жизни. Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиции в сотрудничестве. Регулятивные – организовать места занятий физическими упражнениями и играми в процессе соглашения с учителем, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий.Познавательные - Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации ,свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию.
Педагог организует свою деятельность: педагог должен уметь разработать программы внеурочной деятельности с чётким представлением о результате ; уметь проектировать и создавать ситуации и события развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;подбирать формы внеурочной деятельности , которые гарантируют достижения результата; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Таким образом внеурочная деятельность увеличивает пространство в котором школьники могут развивать свою творческую познавательную и физическую активность во всех его проявлениях
Продукт
Продукт
Спасибо за внимание!