Презентация к выступлению на тему Формирование универсальных учебных действий с целью повышения эффективности логопедической работы у детей с тяжелыми нарушениями речи
Речевая готовность детей к обучению проявляется прежде всего в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Новый образовательный стандарт нацелен на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности. Главное - не знания, а умения их добывать и ими пользоваться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. 1) личностные; 2) регулятивные (действия саморегуляции);3) познавательные; 4) коммуникативные. единство диагностики и коррекции (один из важнейших принципов);деятельностный принцип коррекции (уч-ся упражняются в правильном звукопроизношении, закрепляют в интересной форме лексико-грамматические категории, развивают связную речь, получают хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми);учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;комплексность методов психологического воздействия (этот принцип позволяет использовать в обучении детей с ОНР всё многообразие методов, приемов и средств – методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.);активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (с этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков уч-ся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях, родительские собрания). К планируемым личностным универсальным учебным действиям можно отнести следующие умения:положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;самостоятельно оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств;анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Этапы система работы Н. В Ивановой1 этап. Овладение детьми первичными навыками ретроспект-ивной самооценки своего труда на логопедическом занятии с помощью простейших моделей.2 этап. Совершенствование детьми усвоенных навыков ретроспек-тивной самооценки.3 этап. Формирование у детей навыков построения развернутого содержательного самооценочного суждения.4 этап. Совершенствование детских самооценочных суждений, овладение возможностями прогностическогосамооценивания К планируемым регулятивным универсальным учебным действиям можно отнести умения:принимать и сохранять учебную задачу;удерживать цель деятельности до получения ее результата;планировать свои действия для выполнения задания;учитывать установленные правила поведения на занятиях (уроках);проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности;оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;самостоятельно или при минимальной помощи педагога вносить необходимые изменения в действия и задания на основе их контроля и оценки;регулировать свою способность к мобилизации сил и энергии при выполнении задания, быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей;оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). А Б В Г Д Е Ж З ИЛ П П В Л В Л П В Цель данного направления в работе логопеда – обеспечение полноценного восприятия информации, её переработки, хранения и использования.Общеучебные УД:поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Логические УД:анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;синтез – составление целого из частей;выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей 1. Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, свойств предметов. Сравнение двух и более предметов по одному, двум и большему числу признаков. Выделение оснований для сравнения.2. Определение. Родовые и видовые отношения. Обобщение понятий. 3. Классификация. Классификация по заданному основанию. Выделение основания классификации. Отнесение объекта к определённому классу. Классификация по двум и трём основаниям.4. Простейшие дедуктивные умозаключения. Вывод следствий из данных посылок. Подбор достаточных оснований для данных утверждений. Доказательство. Опровержение. Перекодирование информации. Умозаключения по аналогии.5. Развитие смекалки, фантазии, воображения. Формирование элементов творческого мышления. К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,— определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов, — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.