Презентация Конфликтные отношения в классном коллективе. Рекомендации классному руководителю


Конфликтные отношения в классном коллективе Учитель начальных классов первой квалификационной категории, Гололобородько Марина Владимировна Понятие “Трудный класс”Низкая успеваемость;Неблагоприятный социально-психологический климат;Конфликтные отношения между учениками, между учителями и учащимися и их родителями. “Объективно” или “субъективно” трудные классы? Типология “трудных классов”“Необучаемый” класс;“Немотивированный” класс;“Неуправляемый” класс;“Внутренне-конфликтный” класс;“Закрытый” класс;“Звездный” класс. Методы диагностики “трудного класса”на различных этапах школьного обученияЭффективность деятельности (оценка успеваемости, экспертный опрос учителей и родителей, наблюдение, методика оценки умственной работоспособности).Социально-психологический климат (социометрия, наблюдение, рисуночные методы, тест Филлипса, тест школьной тревожности).Мотивация совместной деятельности (анкета, незаконченные предложения, рисуночные методы, методика “Отношение к предметам”).Групповая идентичность (незаконченные предложения, рисуночные методы, цветовой анализатор мира). Программа работы должна базироваться на следующих принципах:Принцип мотивационной готовности;Принцип комплексности;Принцип учета возрастных особенностей;Принцип учета специфики контингента;Этические требования;Организационные требования. Особенности “трудных классов” и рекомендации по работе с этими классами“Необучаемый” класс: неэффективная учебная деятельность;ярлык “тупые” (отражается в групповом сознании);школьная тревожность;несформированность учебных навыков;задержка психического развития;выученная беспомощность;низкий фон учебной деятельности. Рекомендации и советы:Создать благоприятные доверительные отношения с родителями и детьми.Учитель должен сотрудничать со специалистами и направлять ребят на дополнительные занятия (логопед, психолог и т.д.).Дети должны видеть в глазах учителя поддержку и надежду на то, что ребенок может подтянуться.Ставить перед детьми конкретные цели и вместе стремиться их достигнуть. “Немотивированный” класс: ситуация “хронического учебного неуспеха”;низкий рейтинг ценности учебы, транслируемый родителями;преобладание “отрицательных” мотивов в шаблоне учебной деятельности;несоответствие учебных задач возрастным особенностям. Рекомендации и советы:Вначале учебного года провести большое количество бесед, классных часов, игр. Дети в итоге должны осознать, что учиться интересно и увлекательно. Необходимо постоянно вести большую воспитательную работу ( школьные спектакли, литературная гостиная, праздники и чаепития, участие класса в жизни школы, поездки в театр, конкурсы по учебным предметам и т.д.). “Неуправляемый” класс: язык “неуправляемые” отражается в групповом самосознаниипреобладание “отрицательных” мотивов в шаблоне учебной деятельности;низкий рейтинг ценности дисциплины или статуса педагога, транслируемый родителями;авторитарный или попустительский стиль руководства со стороны учителя. Рекомендации и советы:Вначале года учитель четко объясняет детям и родителям распорядок дня. Всегда следовать плану работы на уроках.Всю учебно-воспитательную работу планировать и прописывать, стараться не отклоняться от плана.Учитель старается найти золотую середину в стиле общения с детьми и всегда придерживается своих принципов в взаимодействии с детьми и родителями. “Закрытый” класс: тревожность;сформированный стереотип восприятия школы;несформированность навыков общения;страх самораскрытия. Рекомендации и советы:Учить детей проявлять внимание и заботу к друг другу.Привлекать к творческой деятельности.Вначале проводить внутриклассные мероприятия, затем вливаться в школьную воспитательную работу, районные и городские проекты. Развивать навыки общения и взаимодействия друг с другом. “Звездный” класс: ярлык “гений” отражается в групповом самосознании;акцентирование “звездности” учителями и родителями;завышенная самооценка;неадекватное ролевое поведение;чувствительность к критике. Рекомендации и советы:Всегда справедливо и по одинаковым критериям оценивать детей.Развивать умение оценивать собственную работу и работу одноклассников.Подводить итоги каждого воспитательного мероприятия и разбирать различные ситуации. Всегда решать конфликтные ситуации нужно сразу, не откладывая на потом. Сохраняйте хорошее настроение, энтузиазм и положительный настрой, все это передается детям! С ув. Марина Голобородько