Технология психологической помощи детям-жертвам жестокого обращения в условиях СРЦ


Реабилитационная программа « Мы вместе»на основе программы «Психологическая реабилитация по преодолению травм детства». автор Я.М. ПЛАТОНОВА Цель: психологическая помощь детям-жертвам жестокого обращения (физическое насилие).Задачи: Способствовать в преодолении психотравмирующей ситуации;Формирование позитивной Я-концепции, ребенка;Формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства;Обучение вербальному и невербальному выражению чувств;Овладения навыками по выражению и контролю эмоций и агрессии; Режим занятий: 2 раза в неделю одно индивидуальное второе групповое.Срок реализации: три месяца Включает в себя следующие этапы:Подготовительный: Установление личного контакта 1шаг- первичная беседа 2шаг-диагностика Реабилитационный 1шаг -индивидуальные занятия 2шаг-групповые и индивидуальнее занятия Постреабилитационный Календарно-тематический план программы «Я в этом мире»групповая работа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаДатаПРИМЕЧАНИЯ1Занятие - знакомство  2«Кто-я»  3«Моя индивидуальность»1  4«Моя индивидуальность»2  5«Эмоции»  6Знакомство с эмоциональными состояниями  7«Волшебная маска»  8«Агрессия»  9Знакомство со способами разрядки агрессии  10Актуализация опыта переживания конфликта  11Конфликты родителей и детей  12Обучение навыкам конструктивного общения  13Эффективные приемы общения  14«Успех»  15«Что такое самооценка»  16«Как преодолеть себя»   Положения групповой работы: 1) в группу должны входить дети, разница в возрасте которых не превышает двух лет; 2) дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте переживания насилия без эмоционального срыва и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других; 3) члены будущей группы должны обладать приблизительно равным уровнем интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития, так как дети с интеллектуальной задержкойиспытывают большие затруднения в процессе групповой работы; 4) дети, участвующие в групповом процессе, должны обладать развитой произвольностью, чтобы поддерживать в группе сформированные правила и контролировать собственную импульсивность; 5) дети, входящие в группу, должны обладать хорошим уровнем концентрации внимания, который способствует более продуктивному разрешению существующих проблем и созданию положительной атмосферы в группе . Техника «Письмо» Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в работе с жертвами насилия, так как многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попросить об индивидуальной беседе. Так же как и при индивидуальных беседах, большое значение имеет детальное структурирование процедуры написания письма. Письмо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй…» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы клиент понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько детально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям. Если техника применяется в групповой работе, несколько членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе «Я»), который пишет постскриптум. Техника «Пустой стул» Эта техника является одной из самых распространенных в гештальттерапии и психодраме. Психолог ставит стул напротив клиента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или отдельную черту характера, эмоцию, значимую для него: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит…» Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, рассказать о своих чувствах, выплеснуть негативные эмоции. Основные методы и технологии работыбеседа, наблюдение, изучение документации, проективные методики, психологическая консультация, релаксационные занятия, элементы арт-терапии (рисуночная, музыкотерапия), пескотерапия, занятия с элементами тренинга, психодрамы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ