Презентация Системный подход и комплексное изучение биологических дисциплин
Системный подход и комплексное изучение биологических дисциплин
Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Основателем считается австрийский биолог – Карл Людвиг фон Берталанфи, изучавший изоморфизм законов в различных сегментах научного познания. Подход включает пять принципов: целостность;иерархичность; структуризация; множественность;системность.
Системный подход в современной биологии выражает реальный процесс исторического движения познания от исследования единичных частичных явлений, от фиксации каких-то отдельных сторон и свойств объекта к постижению единства многообразия любого биологического целого.
Данный подход помогает оценить полноту охвата новых реальностей существующими науками и прогнозировать появление новых дисциплин. Системная классификация фундаментальных дисциплин важное дидактическое условие упорядочения структуры биологии.
В настоящее время в биологии формируются три направления, в которых создаются теоретические построения:- эволюционное, соответствующее принципу эволюционизма и воплощающее идею исторического развития органического мира. Его стержневая идея - синтетическая теория эволюции;- физико-химическое, отвечающее принципу идей причинности и сходное в некоторых отношениях с теоретической физикой (например, концепции об антиэнтропийности живого вещества и устойчивого неравновесия и работы системных сил);- формальное, реализующее принцип и идею системности и характеризующееся применением в биологических исследованиях положений общей теории систем и синергетики.
В системе наук о природе биология занимает особое место. В то же время ей присуще промежуточное положение между естественными и общественными науками, имеется в виду, интерес к уникальным особенностям каждого объекта в отдельности, что роднит биологию с гуманитарными науками, а конструктивный характер концепций и экспериментов сближает ее с географией, в поле зрения которой попадает организация среды обитания человека.Биология вступает в резонанс с физикой и химией, кибернетикой, математикой, экономикой, психологией и другими науками, отвечая на их воздействие формированием предметов исследования, составлением программ научного поиска, оформлением новых дисциплин.
Современная методология образования опирается на принцип системности и целостности. Естествознание в данном контексте предстает как система разных наук, изучающих живую и неживую природу, но взятых во взаимосвязи. При этом и природа, и человек, и вся система естественных наук выступают предметами естествознания.
Основные аспекты применения принципа системности в биологии таковы: Выделение целостной системы и ее среды. Обнаружение элементов и установление связей между ними - пространственных, функциональных, генетических, управляющих, системообразующих и др. Характеристика связей, выяснение структуры «по горизонтали» (связи однотипных компонентов) и «по вертикали» (вычленение уровней и установление их иерархической соподчиненности).Определение способа регулирования и осуществления целесообразного поведения самоорганизующихся систем. Изучение функционирования (поддержания организации) и развития (изменения организации во времени) системы.
Системность - стратегия, которая способствует построению предмета исследования в новой области знания, создает тот исходный каркас, на котором строится теоретическая конструкция. Применение системного подхода позволило выделить уровни изучения и организации биологических объектов, произвести их классификацию, приступить к моделированию последствий вмешательства человека в их функционирование.Целостное видение биологических систем - насущная потребность современного этапа научно-технического прогресса, который привел к серьезному конфликту между человеком и биосферой.
Методологический арсенал системного подхода в наибольшей степени соответствует тем сложным образованиям, которые представляют собой природные системы. В результате применения системных исследований сформировался экологический стиль мышления, который стремительно распространяется на науку, культуру и образование.