Презентация по Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.r
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может... обогащаться ежеминутно. Н.В.Гоголь
Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Звонят туфля километр договор хозяева
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: звонЯт тУфля киломЕтр договОр хозЯева
Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение. Рота прошла через ворОта. МЕльком взглянешь- на мель сядешь.Рынок оптОвый, фруктовый. Съев тОрты, не влез в шорты.
style.rotation
Что мы узнали?Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.Звуки делятся на гласные и согласные.Гласные звуки могут быть ударными и безударными.Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)
1. Анализ текста. «Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.» (К. С.Горбачевич.)— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
Отгадайте загадкуНе жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.
В загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь. Как называется такой прием на языке лингвистики?
Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.
Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытался наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как горы, остров, озеро, облако».Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. [л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе. Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море. С [а]- связывается широта, даль, океан, размах. С [о]- высокое, голубое. С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Аллитерация – это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Так, например, мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [л] и [м] в начальном двустишии стихотворения О.Э.Мандельштама «На бледно–голубой эмали…»:На бледно–голубой эмали,Какая мыслима в апреле…Эти повторяющиеся звуки придают речи поэта вид благозвучной. Кроме того, звучащие легко и плавно сонорные согласные «поддерживают» тот зрительный образ, который должен быть внушен читателю авторской лексикой, гармонируют с ним.
Ассонанс – это фонетический приём, заключающийся в повторе ударного гласного звука или нескольких ударных гласных, концентрированном в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Ассонанс (фр. assonance – созвучие) используется в поэзии как средство эвфоническое (облагозвучивающее речь). Вот яркий благозвучный фрагмент речи А.С.Пушкина из его «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:За невестою своейКоролевич ЕлисейМежду тем по свету скачет.Нет как нет! Он горько плачет,И кого ни спросит он,Всем вопрос его мудрён… <…>
Ассонанс встречается реже аллитерации, но нередко, когда появляется в тексте, ей сопутствует. Так, например, в приведенных ниже строках другого пушкинского произведения, «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», ассонанс ударного гласного [у] сочетается с аллитерацией согласного [с].И в суму его пустуюСуют грамоту другую…<…>
Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства. Например: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук «Л».
Замечательный русский поэт конца 19-нач. 20 века К.Бальмонт сказал: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». Как вы понимаете слова поэта?
При помощи звуков можно творить разные чудеса.Искатель
Давайте обратимся к текстам: Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:Тише, тише, тише, тише, Шелестят на крыше мыши.Под мышиным серым флагомМаршируют шаг за шагом.Впереди идут старшИны,Запевают гимн мышИный:«Тише, тише, тише, тише!»Для мышей столы накрыты.Затихает шорох шинный,Ночью пусть пируют мышиТише, тише, тише, тише!
Аллитерация.Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.
Обратимся к поэме А.С.Пушкина «Полтава»: Тиха украИнская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух.
Ассонанс. Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.
Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Карточка 1 Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.Ответ. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.
Алгоритм:1. Внимательно прочитать слово2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.3. если Согласные - Аллитерация Гласные - Ассонанс
Карточка 2 Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.Карточка 3Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.Карточка 4Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.
Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно.
«Незнакомка» А.Блок. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне». Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка. Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.
Фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития. Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %.
В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (например, «По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», «пылью переулочной», «заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных.
1. Какие фонетические средства выразительности языка вы знаете? 2. Вспомним, что же такое звукопись? Звукоподражание? Аллитерация? Ассонанс?
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». (Д.С.Лихачев)
Спасибо за работу!
style.rotation
style.rotation