Презентация по дисциплине Теория государства и права на тему Субъекты и объекты правоотношений
Презентация по дисциплине «Теория государства и права»урок №46Подготовила: преподаватель Сухова О.А.
Как вы понимаете?«Когда закон даёт право, он даёт также и средство его защиты»Римское юридическое изречение
Субъекты и объекты правоотношения Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто».Кто?По поводу чего?
Вопросы:1. Субъекты правоотношений: А. Понятие и виды субъектов Б. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность2. Объекты правоотношений
Основные понятияСубъект правоотношенияПравоспособностьДееспособностьДеликтоспособностьОбъект правоотношения
Фронтальный опрос
Вставьте недостающие элементыПравоотношение – это вид ………. отношения, в котором ………. связаны между собой …….. юридическими ……… и ………. , охраняемыми ……….
Структура правоотношения
Субъекты правоотношенийКто?Участники правоотно-шений
Субъекты правоотношения1.Индивидуальныесубъекты2.Коллективные субъекты
Индивидуальные субъектыФизические лица:1) граждане государства;2) иностранные граждане;3) лица без гражданства (апатриды);4) лица с двойным гражданством (бипатриды).
Коллективные субъектыЮридические лица:1) организации;2) учреждения;3) предприятия.Государство в целом - особый субъект правоотношений.
ПравосубъектностьПравосубъектность – это способность быть субъектом права.ПравоспособностьДееспособностьДеликтоспособность
Работа с учебникомНайдите и прочитайте определение правоспособности.В.Н. Хропанюк, Теория государства и права, с. 309
ПравоспособностьПравоспособность – это способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности.Правоспособность возникает с рождения и заканчивается смертью.
Работа с нормативно-правовым актомРабота с Гражданским кодексом Российской Федерации.Определение дееспособности,статья 21статья 27
ДееспособностьДееспособность – это способность субъекта своими осознанными действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности.
Виды дееспособности1. Частичная дееспособность – лица от 6 до 14 лет.2. Неполная дееспособность – лица от 14 до 18 лет.3. Полная дееспособность – лица с 18 лет.Полностью недееспособными являются:1) дети до 6 лет;2) лица, признанные судом недееспособными, вследствие психического заболевания.
Факторы, влияющие на объём дееспособности1) возраст субъекта;2) состояние здоровья;3) близкое родство;4) законопослушность субъекта.
Юридические лицаЮридическое лицо – такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает одновременно с момента регистрации.
Государство Государство вступает в следующие виды правоотношений:1) международно-правовые – отношения с другими государствами;2) государственно-правовые – отношения с субъектами федерации;3) гражданско-правовые отношения;4) уголовно-правовые отношения.
ДеликтоспособностьДеликтоспособность – способность субъекта нести ответственность за своё противоправное поведение (деликт – правонарушение).Деликтоспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья.
Объекты правоотношенияЧто?Это то, на что направлено правоотношение
Теории объектов правоотношенийПлюралистическая теорияОбъект правоотношения – действия субъектов, поступки людей, поведение участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы.Монистическая теорияОбъект правоотношения – различные блага (социальные ценности).Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
Виды благ1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, результаты действий);2) интеллектуальные блага (учёба, создание научного произведения, изобретения и т.д.);3) политические блага (выборы, референдум, участие в митинге и т.д.);4) экономические блага (поступление на работу, получение отпуска и т.д.);5) социальные блага (услуги здравоохранения, получение пенсии, пособия и т.д.);6) личные блага (жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность) и т.д.
Закрепление нового знанияВопросы на закрепление нового знанияВернёмся к слайду №3Проверка заполнения схемыСитуации (определите субъект и объект)Тест на закрепление изученного материала
Ситуации1. Елена Васильева купила фрукты на частном рынке у Ирины Светляковой.2. Иван Круглов заключил трудовой договор с ОАО «Родные пенаты».
Домашнее заданиеГражданский кодекс РФ, статья 21-27;В.Н. Хропанюк. Теория государства и права, гл. 16, с. 308-315;конспект.
Рефлексия1. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?2. Получили ли вы ответ на поставленные вопросы?3.Что нового вы узнали на уроке?4. Какое значение имеет изучение этой темы и при изучении каких дисциплин по вашей специальности вы сможете применить полученные знания?
Урок окончен! Спасибо за внимание!