Презентация по дисциплине Теория государства и права на тему Субъекты и объекты правоотношений


Презентация по дисциплине «Теория государства и права»урок №46Подготовила: преподаватель Сухова О.А. Как вы понимаете?«Когда закон даёт право, он даёт также и средство его защиты»Римское юридическое изречение Субъекты и объекты правоотношения Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто».Кто?По поводу чего? Вопросы:1. Субъекты правоотношений: А. Понятие и виды субъектов Б. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность2. Объекты правоотношений Основные понятияСубъект правоотношенияПравоспособностьДееспособностьДеликтоспособностьОбъект правоотношения Фронтальный опрос Вставьте недостающие элементыПравоотношение – это вид ………. отношения, в котором ………. связаны между собой …….. юридическими ……… и ………. , охраняемыми ………. Структура правоотношения Субъекты правоотношенийКто?Участники правоотно-шений Субъекты правоотношения1.Индивидуальныесубъекты2.Коллективные субъекты Индивидуальные субъектыФизические лица:1) граждане государства;2) иностранные граждане;3) лица без гражданства (апатриды);4) лица с двойным гражданством (бипатриды). Коллективные субъектыЮридические лица:1) организации;2) учреждения;3) предприятия.Государство в целом - особый субъект правоотношений. ПравосубъектностьПравосубъектность – это способность быть субъектом права.ПравоспособностьДееспособностьДеликтоспособность Работа с учебникомНайдите и прочитайте определение правоспособности.В.Н. Хропанюк, Теория государства и права, с. 309 ПравоспособностьПравоспособность – это способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности.Правоспособность возникает с рождения и заканчивается смертью. Работа с нормативно-правовым актомРабота с Гражданским кодексом Российской Федерации.Определение дееспособности,статья 21статья 27 ДееспособностьДееспособность – это способность субъекта своими осознанными действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности. Виды дееспособности1. Частичная дееспособность – лица от 6 до 14 лет.2. Неполная дееспособность – лица от 14 до 18 лет.3. Полная дееспособность – лица с 18 лет.Полностью недееспособными являются:1) дети до 6 лет;2) лица, признанные судом недееспособными, вследствие психического заболевания. Факторы, влияющие на объём дееспособности1) возраст субъекта;2) состояние здоровья;3) близкое родство;4) законопослушность субъекта. Юридические лицаЮридическое лицо – такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает одновременно с момента регистрации. Государство Государство вступает в следующие виды правоотношений:1) международно-правовые – отношения с другими государствами;2) государственно-правовые – отношения с субъектами федерации;3) гражданско-правовые отношения;4) уголовно-правовые отношения. ДеликтоспособностьДеликтоспособность – способность субъекта нести ответственность за своё противоправное поведение (деликт – правонарушение).Деликтоспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объекты правоотношенияЧто?Это то, на что направлено правоотношение Теории объектов правоотношенийПлюралистическая теорияОбъект правоотношения – действия субъектов, поступки людей, поведение участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы.Монистическая теорияОбъект правоотношения – различные блага (социальные ценности).Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Виды благ1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, результаты действий);2) интеллектуальные блага (учёба, создание научного произведения, изобретения и т.д.);3) политические блага (выборы, референдум, участие в митинге и т.д.);4) экономические блага (поступление на работу, получение отпуска и т.д.);5) социальные блага (услуги здравоохранения, получение пенсии, пособия и т.д.);6) личные блага (жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность) и т.д. Закрепление нового знанияВопросы на закрепление нового знанияВернёмся к слайду №3Проверка заполнения схемыСитуации (определите субъект и объект)Тест на закрепление изученного материала Ситуации1. Елена Васильева купила фрукты на частном рынке у Ирины Светляковой.2. Иван Круглов заключил трудовой договор с ОАО «Родные пенаты». Домашнее заданиеГражданский кодекс РФ, статья 21-27;В.Н. Хропанюк. Теория государства и права, гл. 16, с. 308-315;конспект. Рефлексия1. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?2. Получили ли вы ответ на поставленные вопросы?3.Что нового вы узнали на уроке?4. Какое значение имеет изучение этой темы и при изучении каких дисциплин по вашей специальности вы сможете применить полученные знания? Урок окончен! Спасибо за внимание!