Презентация по адыгейскому языку в 10 классе на тему Обычаи и традиции адыгов.
Обычаи и традиции адыгов.Адыг, пока отец его живой,-Хоть сам давно завьюжен сединой,-Усов и бороды не заведет, НепозваннымВ круг старших не войдет.Но за свои поступки с юных летПеред людьми он держит сам ответ. Беретарь Хамид
Адыги! Мой миролюбивый, свободолюбивый и мужественный народ! Словно плата за райскую красоту той земли, на которой ты родился, веками текла рекою кровь лучших твоих сыновей. А платой за красоту твоих дочерей, воспетых лучшими поэтами мира, становились рабство и турецкие гаремы. Твои дети, увезенные в рабство и воспитанные в чужих странах, благодаря уму, мужеству и храбрости, приходили к власти и на чужбине. Имена великих черкесских султанов навсегда вошли в историю Каира и Дамаска, Египта и Сирии, всего Ближнего Востока. Но не только силой своего оружия прославились твои сыны на чужбине, о мой многострадальный адыгский народ! Они привнесли в те страны твои прекрасные древние обычай и традиции.
Почитание старшинстваПочитая старших, ты почитаешь поколения рода своего и свое начало. Помни, как воздаешь ты, так и тебе воздастся. Ведающий Хабзэ да не перейдет предел, где нет различения между сединой и молодостью. Уважение к старшему - уважение к человеку, который прожил больше, чем ты, имеет жизненный опыт и более умудрен во многих вопросах. Совет старшего может помочь решить проблему, которую ты своими умственными силами решал бы гораздо дольше, либо пошел по ложному пути. Старший может указать путь, который выведет тебя к цели. Старший успел совершить больше ошибок и лучше знает, как тебе их избежать. Не думай, что если человек старше тебя, то твои проблемы будут недоступны его пониманию. Отношения отца и сына должны быть внешне строгими, не терпящими проявлений нежности, ибо отец воспитывает в сыне воина духа. Но сердца отца и сына должны быть открыты друг другу. Сын должен чувствовать в отце опору в благих начинаниях, а отец - быть уверенным в том, что его сын, прежде чем принять решение, подумает над тем, чтобы не причинить отцу душевной травмы и не опозорить его имени. Человек, к которому можно и нужно проявлять все внешние признаки любви - мать. Не ограничивай нежности по отношению к матери. Предпринимая любые шаги, подумай, как мать отнесется к этому. ЕСЛИ ты предполагаешь, что ей будет больно от твоих действий, оставь их. Если ты уверен в своей правоте, сначала убеди в этом мать.
ЖенщинаЖенщина - начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе Хабзэ - вот ее предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был «связан» женщиной и вскормлен ее молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка - грех. Показать слабость перед женщиной -удел слабого и не ведающего Хабзэ. Унизить женщину -значит унизить себя и оскорбить Хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего Хабзэ. Мужчина говорит: «Я сильнее женщины потому, что я мужчина». Да, но сделай так, чтобы твоя сила не нашла причины для применения к женщине, - тогда ты мужчина из ведающих Хабзэ. Знай, если ты требуешь, чтобы твоя мать, твоя сестра, твоя жена и твоя дочь узнали уважение, начни сам с уважения к чести и душе чужой матери, чужой сестры, чужой жены и чужой дочери. Но знай, что женщина, преступившая Хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена - мужа. Она может давать советы, если они разумны, но решение должно приниматься мужчиной. Женщина, возомнившая себя мужчиной или предавшаяся блуду, пререканиям с мужчиной и другим грехам, должна быть остановлена. Мужчина - глава семьи, на нем вся забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала телесных и душевных мук за благополучие семьи. Спокойствие и согласие в семье - ее стержень и достоинство. Семейный очаг - высшая ценность для ведающего Хабзэ, женщина - хранительница этого очага.
Нысащэ(свадьбы)Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.Особо стоит остановиться на транспорте. Для невесты обязательно подают лимузин или дорогую иномарку. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг. Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани - «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода.
Рождение и воспитание ребенкаВоспитание в адыгских семьях начиналось с детства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей. Рождение ребенка - самый счастливый момент в жизни людей, в не зависимости от этноса и вероисповедания. Можно считать, что это событие в силах сплотить семью и дать надежду на дальнейшее продолжение рода. Если в семье был гость во время рождения ребенка у адыга, то чужеземец считал своим долгом подарить новорожденному кинжал, если тот был мальчик. В таком случае хозяин дома предоставлял право гостю дать имя сыну. Такая честь оказывалась пришлому лишь потому, что адыги верили, что гость - это подарок богов. Они еще больше утверждались в этом, когда в их присутствии в доме появлялся здоровый потомок.Известие о том, что у адыга родился ребенок, передавалось знаковой системой: при рождении сына вывешивалось белое или красное знамя, при рождении дочери - пестрый флаг.У адыгов было много поверий и магических приемов, в которые они верили и этим как бы оберегали своих детей. В честь новорожденного обязательно нужно посадить дерево. Эту миссию должен взять в свои руки дедушка по отцу. Как правило, нужно посадить фруктовое дерево, но ни в коем случае - орехоплодное. Это объясняется очень просто - дерево должно быть семечковое, плодоносное, чтобы ребенок в будущем мог воспроизвести здоровое и богатое потомство.
Гостеприимство адыговС давних пор у адыгов были очень распространены обычаи гостеприимства. Гостем становился любой, пришедший в дом, конечно если при этом гость не имел явно враждебных намерений. Адыги говорили во все времена “гость в крепости надежной”. Это означало, что личность гостя неприкосновенна, хозяин будет защищать его от любых посягательств со стороны. Каждый адыг строил для своих гостей отдельный дом – хьакIэщ. Интерьер этого дома, составлял зачастую все богатство хозяина. Пока гость находился доме, хозяин заботился о его безопасности и благополучии. Он следил за тем, чтобы гость вкусно, сытно ел, хорошо спал. Пока гость находился в доме, хозяин не мог позволить себе оставить его одного. Хозяин старался развлекать гостя всевозможными способами, постоянно стараясь поддерживать интересную беседу с ним. Самым распространенным музыкальным инструментом адыгов был шыкIэпшын – смычковый инструмент. Струны для этого инструмента делали из волос конского хвоста, поэтому он получил такое название (буквально, “инструмент из конского хвоста”). Если гость был из другого аула или из другой страны, то его называли “тичылэ хьакIэ” – гость нашего аула. По вечерам в хьакIэщ, где остановился гость аула, собирались все аульчане. В честь гостя устраивали джэгу (игрища), сопровождаемые игрой на шыкIэпшыне, къамыле (вид флейты), пхъэкIыкI (трещетках). В честь гостя молодые устраивали соревнования в искусстве танца. В честь гостя юноши состязались в силе, храбрости – сражались, соревновались в скачках. Бывало один хозяин пытался переманить гостя у прежнего хозяина. Если это удавалось, он считал это для себя большой честью.