Презентация на тему Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черчетская средняя общеобразовательная школа. Применение интерактивных методов обучения для повышениякачества образования на уроках истории и обществознания. Выполнила учитель истории и обществознания Головачёва Лариса Сергеевна. «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать и применять те способы обучения, которыми будут довольны ученики. Л.Н. Толстой. В Концепции модернизации российского образования выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом. История и обществознание позволяют История и обществознание позволяют:-овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;- развить коммуникативную культуру, помочь стать толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;- определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;- овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. ьт ФГОС второго поколения определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20-30% аудиторных занятий, в зависимости от направления подготовки. Мы склонны запоминать Степень вовлеченности 10% от того, что читаем Словесная25% от того, что слышим расшифровка30% от того, что видим Визуальное50% от того, что слышим восприятие и видим 70% от того, что говорим Восприятие и90% от того, что участие говорим и делаем95% от того, чему Деятельность учим других Воспроизведение, имитация, участие в реальном процессе Участие в дискуссии, беседа Восприятие словИллюстрацииВыставки, фильмы наблюдение за процессом Андрей Иоффе Андрей Иоффе предлагает классифицировать стратегии преподавания на пассивные, активные и интерактивные. Более интересны последние. Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. ролевые и деловые игры дебаты проектная деятельность проблемное обучение моделирование совместная групповая работа Такая форма познавательной активности школьников эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов. - Продуктивность работы - способность к диалогу, помощи и сотрудничеству - сплоченность - преобладание хорошего настроения - признание права иметь свое мнение каждому ученику Примеры из практики - - на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего); -на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;- придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);- сформулировать вопросы к материалу учебника, начинающиеся со слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем.проблемное изложение поисковая беседапостановка личностно значимых проблем Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Примеры: - Игры «Пишем историю сами» , «Историческое расследование», «Три предложения», «Чистая доска» «Продолжи рассказ», «Вотум доверия источнику». Формы проведения ролевых игр: - воображаемые путешествия - дискуссии на основе распределения ролей - пресс-конференции - уроки-суды Значение игры:- развитие творческих способностей;- овладение определенными действиями (они повторяются в игре);- выработка навыков контроля в повседневных ситуациях, игра используется как инструмент общения (символическая игра);- развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и «честную игру» (игра с правилами);- использование игры для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем Результатом систематического использования игры на уроках истории и обществознания рассматривается возрастающий интерес школьника не только к своему предмету, но и к самому себе, результатам своей деятельности. Технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи: - способствовать становлению гражданского общества в России; - развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию; - формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности. Дебаты не только расширяют общекультурный кругозор, развивают интеллектуальные способности, исследовательские и организационные навыки, творческие качества, коммуникативные умения, ораторские способности, формируют гражданскую позицию и навыки жизнедеятельности в демократическом обществе, но и учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. «Метод проектов» - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Применительно к дисциплинам обществоведческого цикла, можно выделить несколько видов проектов:- по уровню интеграции (межпредметные, надпредметные);- по количеству участников (индивидуальные, коллективные парные, групповые);- по способу преобладающей деятельности учащихся (исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные);- по продолжительности (краткосрочные, долгосрочные);- по использованию средств (классические, традиционные, информационные, коммутативные). Экспериментальная работа показала, что преимущество использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания заключается в создании особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Позволяет развить свои универсальные умения повышающие мотивацию изучения материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы. Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства.Цели моделирования: - понять сущность изучаемого объекта, - научиться управлять объектом и определять наилучшие способы управления, - прогнозировать прямые или косвенные последствия, - решать прикладные задачи. Формы и элементы уроков в 10 - 11 классах Игровые Деловая играРекламный плакатУрок-«аукцион знаний» Исследовательские Семинарское занятиеПроектная деятельностьПроблемные уроки Оценочные Урок-судЭссе Рекламный плакат Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотреннойповерхностно при недостаточном уровне подготовленности учащихся. Высокая степень мотивации Трудности установлениядисциплины и ее поддерживания Максимальная индивидуальностьпреподавания Строгий лимит учащихся Акцент на деятельность, тактику Объем изучаемого материала небольшой Высокие возможности для творчества Требуется большое количествовремени Прочность усвоения материала Интерактивные формы и методы обучения являются инновационными и способствуют:- активизации познавательной деятельности учащихся;- повышению эффективности образовательного процесса;- самостоятельному осмыслению учащимися учебного материала;- закреплению полученных знаний через практическую деятельность;- самореализации личности учащихся в процессе обучения. «Страшна эта опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли». В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание!