Презентация по русскому языку на тему Слово и его значения (5классс)
Урок русского языка Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Много слов на земле. Есть дневные слова -В них весеннего неба сквозит синева.Есть ночные слова, о которых мы днёмВспоминаем с улыбкой и со стыдом.Есть слова – словно раны, слова – словно суд,С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести... посветить посвятить примирять примерять поласкать полоскать Слово и его значения Цели и задачи урока: узнать, что такое лексическое значение словапонять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словарярасширять свой словарный запас. Эпиграф урока: Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский ЛЕКСИКА (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав. Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000). Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова. КОЛОБОК КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к. Работа по группам: заполнение таблицы Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в доме возьмет тоска. Определите грамматическое значение слов: Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка!Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились.А Калуша глаголит:- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!Калушата Бутявку вычучили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша глаголит калушатам:- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся. Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться. Лексическое значение индивидуально, а одно и то же грамматическое значение может быть у многих слов (групп слов). ИТОГИ УРОКА Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? Сегодня на уроке я научился…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным … Домашнее задание Прочитать §55 «Слово и его значения» Стр.221 упр.317 Найти и записать 3 пословицы или поговорки о хлебе, определить в них грамматическое значение 3слов. Спасибо за урок!