Презентация по химии на тему Азотная кислота и её соли (9 класс) 
9 класс Бозаджи Н.М.учитель химии высшей категории                «Азотная кислота и ее соли» Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!                                                                                           Конфуций          Это какое «особенное» вещество?Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 7.Это «дымящая» с резким раздражающим запахом жидкость.Это вещество – враг металлов.                   Это «царица» всех … Угадай – те, тему урока! ? №7 * Сказка про … кислоту.        Она родилась в самой волшебной, в самой удивительной стране – в химической лаборатории. Её папа – Оксид азота (IV) был мужчина злого нрава и носил прозвище Лисий хвост.   Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её вода.         Она появилась – маленькая, бесцветная. Но когда к ней добавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли – родилась девочка. Ей дали красивое женское имя Кислота         Кислота унаследовала от отца не только фамилию Азотная, но и его взрывной и неуравновешенный характер. Иногда, когда ее массовая доля была близка к единице, она начинала вести себя так, что все называли ее дымящей.         Кислота Азотная очень дружила с металлами. Дружба эта всегда носила окислительно - восстановительный характер. Её друзья были Ртуть и Серебро. Однако Золото и Платина никогда с ней не дружили. Обидно было Кислоте Азотной, она тоже считала себя благородной и очень талантливой.         Кислота Азотная заметила, что при её попадании на древесные опилки или стружки они могли воспламениться. Она разрушала шерсть и натуральный шёлк, а на коже человека оставляла желтые пятна. Но все эти свойства не сделали её известной, а наоборот, многие стали её остерегаться.                «Азотная кислота и ее соли.» 19.02.15 г. Тема урока: В результате изучения темы , вы будете способны: Рассматривать строение молекулы HNO3 .Рассматривать физические  свойства.Иллюстрировать с помощью молекулярных уравнений химические свойства азотной кислоты.Рассматривать способы получения HNO3 .Рассматривать области применения HNO3 . Осуществлять рефлексию учебной    деятельности Впервые азотную кислоту получили алхимики, нагревая смесь селитры и железного купороса:4KNO3 + 2(FeSO4 · 7H2O) (t°) → Fe2O3 + 2K2SO4 + 2HNO3↑ + NO2↑ + 13H2OЧистую азотную кислоту получил впервые Иоганн Рудольф Глаубер, действуя на селитру концентрированной серной кислотой:KNO3 + H2SO4(конц.) (t°) → KHSO4 + HNO3↑Дальнейшей дистилляцией может быть получена т. н. «дымящая азотная кислота», практически не содержащая воды Историческая справка По основности:                                    одноосновнаяПо содержанию «О»:                                    кислородсодержащая        По растворимости в воде:                                  растворимая По стабильности:                                  нестабильная По летучести:                                    летучая По степени диссоциации:                                   сильная I. Характеристика кислоты                    OH    O    N      структурная                    O H +N+5O-23  молекулярная  HNO3 NaNO3  +  H2SO4(конц)  t NaHSO4  + HNO3  Действием конц. серной кислоты на кристаллические нитраты.  NH3→ NO → NO2 →HNO3 1. Контактное окисление аммиака до оксида азота (II):  4NH3+ 5O2 = 4NO + 6H2O 2. Окисление оксида азота (II) в оксид азота (IV):  2NO+O2 = 2NO2 3. Адсорбция (поглощение) оксида азота (IV)  водой при избытке кислорода   4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3     «Азотная кислота  по характеру  среди своих подруг  - самая сильная и  уверенная в себе . Внешне это не проявляется» II. Специфические свойства I. Общие с другими кислотами * I. Общие с другими кислотами                НNO3 +   лакмус  фиолетовый  → * НNO3 +  метиловый оранжевый  → Действие индикаторов более слабых и более летучих к-т II. 1. Общие свойства азотной кислоты N2           N2O5             HNO3             Me(NO3)n
Me          MeO             Me(OH)n         Me X                                                                          1.Диссоциация:HNO3  =  H+  +  NO3- Примеры: (рассмотреть с т.зр. ТЭД)а) HNO3 + сульфит калия  =б) HNO3 +  гидроксид кальция =в) HNO3 +  оксид алюминия  = а б в Проверка: рассмотрение реакций с т.зр. ТЭД б)  2HNO3  + Ca(OH)2  = Ca(NO3)2  + 2H2O2H+ + 2NO3- + Ca2+ + 2OH- = Ca2+ + 2NO3- + 2H2O              2H+  + 2OH-  = 2H2O  образование воды в)    6HNO3 + Al2O3  =  2Al(NO3)3  +  3H2O6H+ + 6NO3-  + Al2O3  = 2Al3+  + 6NO3-  + 3H2O  2H+ + Al2O3 =  2Al3+ + 3H2O           растворение оксида и образование воды   а) 2HNO3> + K2SO3<  = 2KNO3 + SO2   +  H2O образование газа Схема уравненияМе +HNO3  = соль  +    вода   +  оксид азота(IV)        (нитрат Ме)             (аммиак,                                                       соль аммония)                                 Cu +  HNO3  (конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O +NO2 ↑ Zn + HNO3(разб) = Zn(NO3)2 + H2O + NH4NO3 Zn + HNO3(очень разб) = Zn(NO3)2 + H2O + NH3↑  II. Специфические                1.Взаимодействие с металлами : Особые свойства Cu +4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 +2NO2↑ +2H2OПри нагревании выделяется бурый газ, он ядовит для человека. NB!Качественная реакция на нитрат ионы t 1 5 4 6 2 3 Производство азотных и комплексных удобрений. Производство взрывчатых веществ Производство красителей Производство лекарств Производство пленок,нитролаков, нитроэмалей Производство искусственных волокон 7 Как компонент нитрующейсмеси, для травленияметаллов в металлургии Как называются соли азотной кислоты?                    нитраты Нитраты K, Na, NH4+ называют селитрами  Составьте формулы перечисленных солей:нитрат калия, нитрат натрия, нитрат аммония KNO3 NaNO3 NH4NO3 Нитраты – белые кристаллические вещества. Сильные электролиты, в растворах полностью диссоциируют на ионы. Вступают в реакции обмена. Каким способом можно определить нитрат-ион в растворе? К соли (содержащей нитрат-ион) добавляют серную кислоту и медь. Смесь слегка подогревают. Выделение бурого газа (NO2) указывает на наличие нитрат-иона. NB!!! Свойства нитратов (разложение) t Кислород  поддерживает горение NaNO3  =…+...                    Mg(NO3)2=…+…+…AgNO3 =…+… t t t Нитрат калия (калиевая селитра) Бесцветные кристаллы.Значительно менее гигроскопична по сравнению снатриевой, поэтому широко применя-ется в пиротехнике как окислитель.При нагревании выше 334,5єС плавится, выше этой температуры разлагается с выделением кислорода.  Применяется как удобрение; в стекольной, металлообрабатываю-щей промышленности; для получения взрывчатых веществ, ракетного топлива и пиротехнических смесей.  Нитрат натрия Кристаллическое вещество белого цвета. Температура плавления 169,6 °C, при нагреве выше этой температуры начинается постепенное разложение вещества, а при температуре 210°С происходит полное разложение.  Нитрат аммония Да -Нетка                ? 1. Азотная кислота является сильным окислителем.2. Азотная кислота взаимодействует только с растворимыми основаниями.3. Азотная кислота разлагается на свету.4. Соли азотной кислоты называются нитритами.5. Азотная кислота взаимодействует только с металлами стоящими в ряду активности до водорода.6. Азотную кислоту в промышленности получают из аммиака7.При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород  не выделяется. 1. Степень окисления азота в азотной кислоте равна:    А) +5;      Б) +4;      В) -3. А 2. При взаимодействии с какими веществами азотная кислота проявляет особые свойства, отличающие её от других кислот:  А) основными оксидами; Б) металлами;  В) основаниями. Б 3. Какое из данных соединений азота называют чилийской селитА) нитрат калия;   Б) нитрат  кальция;   В)  нитрат натрия; В 4. Какое из перечисленных веществ не реагирует с разбавленной  азотной кислотой:    А) медь;    Б) гидроксид натрия;       В) бромид натрия. A 5. Азотную кислоту получают в три стадии, окисляя атом азота по следующей схеме:    А) N–3 →N+2 →N+4 → N+5     Б) N–3 →N0 →N+4 → N+5             В) N0 →N+2 →N+4 → N+5 А        «Острова» о. Грусти О. Удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления о.Неопределенности о. Недоумения о.Радости о.Бермудскийтреугольник Разобрать и выучить  конспект.Выучить параграф: § 4.9Выполнить упражнения:   2,3,7* стр. 100 С начала В содержание