Презентация по русскому языку на тему Лексика. Активный и пассивный словарный состав(10.класс)
Лексика. Активный и пассивный словарный состав.Шевчук А.П.,учитель русского языка МБОУ «СОШ №1»г. Братска Иркутской обл.
Цели занятия:учебная:повторение и закрепление основных тем раздела «Лексикология», освоение традиции употребления лексики (синонимов, паронимов и т.д.) в речи, систематизация знаний учащихся по темеразвивающая:- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса учащихся;- развитие логического и образного мышления.воспитательная:- воспитание бережного отношения к языку, эстетического отношения к слову.
На мысли, дышащие силой,Как жемчуг, нижутся слова. М.Ю. Лермонтов.Эпиграф:
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
- Этими словами С.Я. Маршака мы начинаем наш урок.Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Найдите в предложении слово, употребленное в переносном значении. - Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова? - Какие разделы науки о языке вам известны? - Что изучает лексика?
В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить эффективный?Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.Эффектный вид был у этой машины.Тренировочное упражнение.
Запишите предложение в исправленном виде.- Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?- Как называется наука , изучающая лексический состав языка? Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим изученный материал по теме «Лексикология». А именно поговорим об активном и пассивном составе лексикологии? - Какие слова мы отнесем к активным, а какие к пассивным?
Терминологический диктант.1. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово.2. Слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся.3. Наука о словарях.4. Новые слова, появляющиеся в русском языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.5. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.6. Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми.7. Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Правильные ответы к терминологическому диктантуДиалектизмы, омофоны, лексикография, неологизмы, перифраза, архаизмы, паронимы.
Устаревшие словаУстаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.Повторение об устаревших словах (архаизмах, историзмах):
Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.
Творческое задание: Написать новые названия к словам, обозначенным на рисунке:
Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком.Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.Повторение знаний о неологизмах
Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».БармаглотВаркалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
«Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...» В.Г. Белинский
Подведение итогов. Итак, русский язык неизмеримо богат. Язык постоянно обновляется. Приходят новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. - Какую роль играет лексика? - Какова вообще роль слова? ( Обращение к эпиграфу)На мысли, дышащие силой,Как жемчуг, нижутся слова. М.Ю. Лермонтов.
Все плохое приходит и уходит, народ и язык бессмертны. Ко всем нам обращается Иван Бунин в стихотворении «Слово»:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
Домашнее задание.Написать сочинение-рассуждение на тему: «…Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!»
Спасибо за урок