Презентация по русскому языку на тему ЕГЭ — как написать комментарий к сформулированной проблеме текста (11 класс)


Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (критерий 2) В 2014 году планируется изменение критерия К2 Комментарий, приведенный без опоры на исходный текст, оцененный в 2013 г. 1 баллом, в 2014 г. будет оценен 0 баллов Что такое комментарий Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста;умение видеть его важнейшие аспекты;понять замысел автора;понять ход авторской мысли. Виды комментария Текстуальный Концепционный Объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы Даются различного рода интерпретации текста Концепционный комментарий В центре внимания - интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.В.Е.Хализев «Теория литературы»: «Задача толкователя текста состоит в том, чтобы «понять речь сначала так же хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор», т.е. осознать то, что для говорящего «оставалось неосознанным», а именно: придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном… Усилия толкователя в первую очередь должны быть направлены на анализ того, что сказано и как сказано. Он должен извлечь из текста мысли и чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения». Работаем с текстом (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Её я никогда не называла бабушкой — только мамой. (3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего... (6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий. (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась». (21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома. (26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т. д. и т. п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее». (30)...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя». (По Т. Щегловой) Как проследить развитие авторской мысли в тексте? Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;выделить основную мысль каждой микротемы;сформулировать данную мысль;записать её в виде пункта плана. Образцы работы над комментарием Вариант 1: идём по тексту Комментарий Аспекты проблемы Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью. Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства. Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину. Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери. Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми. Мать свою жизнь подчинила интересам внучки. Т.Щеглова заставляет читателя задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать». Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью. Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой. Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена. Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым. Вариант 2: говорим об актуальности проблемы Проблема морально-этическая; нравственная. Актуальная (почему?) потому что дает возможность понять:Что значит быть Матерью? Почему материнство - это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? Как овладеть искусством стать настоящей Матерью? потому что заставляет задуматься об ответственности быть матерью;позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;понять, что с рождением ребенка мать принимает на себя массу проблем и обязательств;помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребенка и т.п.. Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.) Проблема актуальна особенно сегодня, потому что… Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что… Начало коммен-тария Этот вопрос автор раскрывает, изучая… Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… Синтаксические маркеры к комментарию На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к …. Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной. Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….Автору важно убедить читателя в том, что… Продол-жение коммен-тария Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...… – вот авторская позиция по данной проблеме.Автор считает, что… Авторская позиция очевидна: … Сложно не согласиться с авторской позицией: … Автор убеждён:…..Мнение автора по данной проблеме очевидно:…. и т.д. Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции Нельзя в комментарии отождествлять автора и рассказчика! Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Её зовут — Лень. А.П.Чехов «Моя она» Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. На каком материале автор раскрывает проблему?На какие аспекты проблемы он обращает внимание?Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?Почему именно эти аспекты его волнуют? Рассматривая определенную проблему на каком-либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель же должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему, отметить новизну авторского взгляда, своеобразие трактовки. Рассуждение Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию. Повествование Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. Описание Роль типов речи в комментарии Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.типов речи;художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.; выбора лица, от которого ведётся повествование: а) Субъективное повествование. В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства. б) Объективное повествование. В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д. в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена. (1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9) В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта". (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: "Шакал!" (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина… (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…(20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе. (23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше. (24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В.Астафьеву) 24-25 пр. Развязка 22-23 пр. Кульминация 6-13; 16-21 пр. Развитие действия 2, 4-5 предл. Завязка 1предл. Экспозиция Основной тип речи – повествование. Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы. Внутреннее состояние Мысли рассказчика Действия героев Макаронину Ложки героев рассказа Что описывает автор в данном тексте? Роль описания как типа речи Описание заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. Роль рассуждения как типа речи Рассуждение позволяет за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и сформулировать её: в тексте поднимается проблема великодушия - свойства характера, выражающегося в бескорыстной уступчивости, снисходительности, в способности жертвовать своими интересами. Роль противопоставления как композиционного приёма Позволяет читателю понять поведение и мысли героев;их внутреннее состояние;отношение к жизни, окружающим.Вариант 1. Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувства героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции. Внимание акцентируется не на поступках героя, а на действиях автора, что и требуется в комментарии к проблеме текста. Вариант 2 Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистичным потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания его рассказчика, одержимого одним чувством – утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую мысль. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребенка: он лишен эмоций, фантазии, сказки. 4. Почему именно эти аспекты его волнуют? Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающее бесстрастно, с документальной точностью. 3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты? Шаламов обращает внимание на то, что тоталитарный режим – это абсурдный мир, лишающий человека физической и духовной свободы, уничтожающий в каждом личность. 2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание? Данную проблему автор раскрывает, анализируя детские рисунки в тетрадке, случайно найденной его героем. В ней рассказчик не обнаружил ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве. 1. На каком материале автор раскрывает проблему? Пишем комментарий Композиционный (ые) прием(ы) (указать, какой (ие) позволяет (ют) понять узловые места текста:….Автор не делает прямых выводов, а…Автор убедительно показывает, что….В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность…Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает…Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому….Автор так воссоздает эту историю, что … В…(диалоге, художественной детали и т.д) проясняется художественный замысел автора:…Художественные детали помогают автору подчеркнуть… Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…. и т.п. Продол-жение коммен-тария (начало и финал см. слайды № 9, 11) Синтаксические маркеры при текстуальном комментарии Варианты работы по критериям 1 и 2 Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте проблемы, над которыми размышляли авторы исходных текстов. Вариант 1. Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь подчёркивает, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам. (Проблема равнодушия) Вариант 2. Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть свои истоки, всё то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью. (Проблема ностальгии; любви к Родине) Вариант 3. Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой нормой. Она, утверждает автор, проникла во все слои общества, «отравила» язык многих. Публицист обращает особое внимание на то, как много могло бы сделать для искоренения этого явления телевидение, но оно идет на поводу у той части зрителей, которая подобные «трёхэтажные речи» воспринимает как само собой разумеющееся. С другой стороны, отмечает он, было бы гораздо легче справиться с этим «языковым недугом», если бы каждый сам себе поставил диагноз и занялся «самолечением». (Проблема культуры речи; проблема сквернословия) Вариант 4. Нужно отметить, что автор одним из первых заговорил об этом с волнением и тревогой: в печати много публикаций о том, как физически изменится человек в далеком будущем: продолжительность жизни землян увеличится в среднем до 110 лет, люди станут выше, красивее и стройнее. А какие невероятные открытия и победы ждут их в будущем! Но вот о том, будет ли человечество нравственнее, и ученые, и писатели предпочитают умалчивать, и поэтому вполне оправдан сарказм публициста, когда он пишет о том, какими могут стать следующие поколения. Почему? Не потому ли, что история цивилизации «дает нам мало материала для такого анализа»? Ведь мы, к сожалению, видим, что прошедшие столетия почти не изменили человека в лучшую сторону… ( Проблема нравственности общества будущего; этического облика будущего человечества) Обратите внимание! Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.