Презентация-сопровождение к защите проекта учащихся 5 класса Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока
Работа учеников 5 классаРуководитель Власюк В.А.Май 2016г.Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока:сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощникиМуниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.КиселёвкаПроектная работа
В литературе заложена вся мудрость любого народа: древние представления, верования, взгляды У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.
Гипотеза – сказки аборигенов Дальнего Востока и русские народные сказки, несмотря на свою самобытность и разнообразие, похожиЦель работы: определить сходство и различие сказок народов Дальнего Востока и русских народных сказок в конфликтах, проблемах, положительных и отрицательных героях, изображении природы и предметов
Задачи проекта:1. прочитать русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока;2. на основе анализа текстов русских и дальневосточных сказок выявить общие и различные особенности сюжета сказок;3. выявить наиболее типичных персонажей русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока;4. проследить особенности изображения природы, добрых и злых сил, особенности употребления предметов в русских народных сказках и сказках народов Дальнего востока;5. раскрыть лексическое значение слов, называющих предметы быта и культуры народов Дальнего Востока, составить картотеку слов, связанных с бытом и культурой народов Дальнего Востока;6. подготовить иллюстративный материал; составить ребусы и кроссворды по сказкам народов Дальнего Востока.
Объектом исследования являются сказки аборигенов Дальнего Востока и русские народные сказки.Предмет исследования – сюжеты, конфликты, герои нанайских, ульчских, нивхских сказок и русских народных сказокОсуществление деятельности: исследовательская деятельность, оформление результатов, подготовка отчёта о проделанной работе
• чтение и анализ сказок и составление кластеров;• работа с различным справочным материалом (словари, энциклопедии), объяснение лексического значения слов;• выступление творческих групп с анализом проделанной работы;• создание собственных рисунков, ребусов, кроссвордов;• подготовка презентации результатов в черновом варианте, обсуждение и утверждение;• оформление результатов;• подготовка защиты проекта по памятке.Самостоятельная работа в группах
Семья, её состав и проблемы в нанайских, нивхских и русских народных сказках. {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Русские сказкиНанайские сказкиВ некотором царстве, в некотором государстве, в деревне, в лесу (если герои-звери), в царских палатах…., в подводном царстве…Жили-были…Семья: царь-отец и три сына, три брата, три сестры, мачеха и её дочери, падчерица и её отец, царь-царица, животные, дед и баба, их внучка, Старый отец хочет женить сыновей; кто-то портит посевы;сестра потеряла брата и ищет его;брат не слушает сестру и превращается в козленка, мачеха дает падчерице трудные заданияДавно это было…Как-то раз встретились…Так было раньше…Жили-были…Знаете такого зверька…?Часто семьи нет, а живет просто одинокий человек, чаще всего мужчина; два брата; мать, отец и их сыновья; отец, мать и один ребёнок; животные, мужчина и 7 его жён.Герои-простые люди или звери, не цари, не вельможи.Сюжет поиска мужа или жены - сестра добывает жену брату;- младший брат добывает жену старшему;- младшая сестра находит мужа себе и старшей сестре.Нередко действие начинается с присказки-поучения: «Хорошая работа даром не пропадает, людям пользу принесёт. Не тебе-так сыну, не сыну- так внуку» («Бедняк Монокто»), «И любовь, и дружба с трудом достаются. Чтобы все хорошо стало, много в жизни тяжелого перенести надо. Без труда и палку не выстругаешь. А для друга любимого ни рук, ни головы жалкть не надо»(«Чориль и Чольчинай»), «Хватуну верить-беды себе нажить» («Хвастун»), «Беда, когда человек завистлив…»(«Берёзовый сынок»), «Если сам плохой-от других добра не жди» («Никанская невеста»). Такие вступления к повествованию подготавливают читателя и предупреждают, о чём, о каком персонаже пойдет в сказке речь.Своеобразие нанайской сказки в том, что в ней часто наблюдается соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. Это говорит о самобытном, своеобразном мышлении первобытного человека. Как правило, герои нивхских, нанайских сказок - не цари, не князья, а обыкновенные люди, живущие в стойбищах. Богатство для них - счастливая семья, удачный промысел и здоровые дети-помощники.
Женские образы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего ВостокаГероини сказок народов Дальнего Востока и в русских народных сказок такие же: это сиротка, живущая при мачехе, или заколдованная женщина, которую нужно расколдовать. Как правило, в русских народных сказках героиню ждет радость: сиротка счастливо выходит замуж, сестра находит брата, а заколдованная царевна обретает свой облик. А в нанайских сказках заколдованная героиня так и остается заколдованной (как в сказках «Недобрая Ладо», «Брат и сестра»). Несмотря на различное положение, главные героини сказок - добрые персонажи. Им свойственны любовь, забота о ближнем, способность прийти на помощь. Это традиционные качества женщины, которые воспеваются в фольклоре.
Мужские образы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего ВостокаМужчина и в русских народных сказках, и в ульчских, нанайских сказках - это глава семьи, добытчик, защитник. На его долю выпадает самое главное-забота о семье. Чаще всего это трудолюбивые, смекалистые люди.Иванушка-дурачок = младший брат из сказки «Как младший брат на Луне побывал»Мэргэн – имя героя нанайских сказок. Он молод, силён, красив, благороден, справедлив.
Природа, животные и птицы в русских народных сказках и сказках народов дальнего ВостокаПрирода - непременный участник действия в сказках. Она представлена деревьями, небом, морем. Природа, как и все живое, откликается на беду главного героя и помогает ему.Силы природы: солнце, ветер, месяц, океан, - часто помогают укрыть героев от преследования, помогают справиться с трудностями («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»)В нанайских, нивхских сказках описания природы скупые, лаконичные. Часто используются образы солнца и луны.
Предметы - помощники в русских народных сказках и сказках народов Дальнего ВостокаНередко сказочным героям помогают не только люди, звери, но и волшебные предметы. В нанайских сказках это чаще всего перо, которое превращает героев в птиц. Например, в сказке «Брат и сестра» перо вожака стаи лебедей накрывает сирот, и они превращаются в этих красивых птиц. Таким образом, дети, улетая вместе со стаей, обретают новую семью.Русские сказкиКовер-самолет, скатерть-самобранка, волшебные жернова.С помощью этих предметов бедные герои могут жить счастливо или наказывается жадный человек, который обирает бедных. (Это сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», «Жихарка», «Ковер-самолет», «Скатерть-самобранка»)Сказки народов ДВ*Волос, вырванный с головы матери*обычная скалка *вертел, мялка и колотушка, которыми рыбу выделывают, *брошенные лыжи, оказавшиеся волшебными
Духи в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока Герои русских сказок берут горсть родной земли или сосуд с ключевой водой, которые в трудных делах придают им силы, возвращают к жизни. А нанайцы, ульчи, удэгейцы берут обереги-символы очага, дома. Часто шею охотника украшало ожерелье из клыков медведя или тигра. Эти обереги, талисманы придавали героям храбрость, отвагу. Бес (от слова БЕДА)мог стать невидимкой, обернуться животным или даже человеком Домовой. Если домовому нравились жители дома, то он помогал им вести хозяйство, а вот плохих и недобрых людей, пугалРусалки,в которых, по преданию обращались души утопленников. Тол-Ыз и Пал-Ыз (Хозяин Воды и Хозяин Тайги).Тол-Ыз наказывал людей за непочтительное отношение к воде- не пускал рыбу в реку, или направлял её в другую протоку, или отгонял её от сетей рыбаков.Пал-Ыз - Хозяин тайги- наказывал нерадивых охотников за то, что губили много зверя, больше, чем могли употребить в пищу.
Наши исследования
Что узнали, чему научились…Увидели общее и различное в русских народных сказках и сказках народов Дальнего ВостокаУ сказок разные зачины: у русских- традиционные (жили-были), у нанайских, нивхских - еще и поучительная присказка В русских сказках всегда добро побеждает зло и все счастливы. В сказках народов Дальнего Востока допускается грустный финалЗакрепляли умения работать в группе, работать с книгой: выделять главное, характеризовать героя, систематизировать материалПеречитали много сказок, узнали много нового о быте и культуре народов Дальнего ВостокаНаучились составлять ребусы и кроссворды
http://coollib.net/b/217583/readhttp://www.xrest.ru/preview/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-190569/http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8657502/Использованная литератураД.Нагишкин Амурские сказки Хабаровское книжное издательство 1975http://refdb.ru/look/1246212.html Киле К.А. Поэтическое своеобразие нанайской сказки: проблемно-поисковая работаhttp://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/nanajskie-skazki Нанайские сказкиhttp://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=176 Мир сказок Нанайские сказкиhttp://s3dk.com/skazki/russkie-skazki-o1.html О русских народных сказкахhttp://www.skazki.yaxy.ru/135.html Нанайские сказкиhttp://www.planetaskazok.ru/nanaiskye Нанайская сказка