Внеклассное занятие (Специальная школа-интернат) — Есенин — певец родной природы
РУЗ «Бахчисарайская специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней»Внеклассное занятие:Подготовила и провела: воспитатель Рефатова Л.Ш. март, 2013г. _
Внеклассное занятие.Сергей Есенин – певец родной природы.Цели:образовательные: познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; показать учащимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине; раскрыть особенности его лирики;развивающие: развивать навык чтения, мышление, творческие способности;воспитательные: воспитывать трепетное, нежное чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.Задачи:раскрытьсвоеобразиеличности поэта, еготворчества, входесовместнойдеятельности– подготовкепробудить интерес к произведениям русскогок занятиюпоэта,познакомить с музыкальными произведениями, написаннымина стихи С.Есенина, прививать любовь к поэзии; развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет, воспитывать любовь к природе, РодинеИспользуемые технологии: проектная деятельность (работа по темам «Творчество С.Есенина», «Тема Родины в творчестве русских поэтов», «Черёмуха», «Белая берёза»Оборудование: портрет С.Есенина, фонограмма стихотворения, изображения черёмухи, берёзы, природы, фонограмма песни, фонограмма с голосом поэта, ноутбук, видео презентации.1
Ход занятия.Вступительное слово учителя.-Я рада на занятии видеть вас!Капризен март, зато уютен класс – Тепло и свет он дарит постоянно.А вот природа может быть коварна:То обласкает нас весенний ветерок, То дождь, то град, то выпадет снежок.Но дух весны лучом в сердца ворвется, И водопадом чувств, в стихах прольется.Поэт Есенин, как певец родной природы, Успел нам множество творений подарить.Его стихи живут, минуя годы,Об этом будем мы сегодня говорить.-У нас на занятии « присутствует» и сам поэт. Давайте послушаем его.Звучит голос Сергея Есенина. Видео презентация.Это, пожалуй, самый читаемый в России поэт. С детства поэта окружала прекрасная русская природа. В самом звучании его фамилии есть что-то природное. Задумайтесь…весеннее, лесное - и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.Есенин воспевал в своём творчестве русскую природу. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у Родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.2
Чтение автобиографии учениками.Что такое автобиография?Как чувства возникали у Есенина в детстве? Почему? СЛАЙД №1 Как вы думаете, почему? – читает ученикТот поэт, врагов кто губит,чья родная правда мать,кто людей, как братьев, любити готов за них страдать.Он все делает свободно, что другие не смогли.Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!3
Слово воспитателя:Любовь С.А.Есенина к природе рождалась из доброгочувства поэта к родной земле, к человеку. СЛАЙД №2К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной детства поэта.И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота выразилась в стихах, полных любви к родной земле. Сколько чудесных слов нашёл Есенин, чтобы выразить это чувство! Поэт воспринимал природу как живое существо.Стихи поэта помогают нам лучше понимать красоту родной природы и любить её ещё больше.Если крикнет рать родная:«Кинь ты Русь, живи в раю!» -Я скажу: «Не надо рая…» Дайте родину мою!».Есенин как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающее рождение нового дня, на звёздное ночное небо. СЛАЙД №34
Чтение стихотворения учеником. « Весенний вечер»Тихо струится река серебристая, В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокие, С запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекие, И улыбается небу земля.Какие художественно-выразительные средства использовал поэт в этом стихотворении? (Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)Река серебристая , лентою розовой, рог золотой - эпитет ,рог луны – сравнение,с нежностью смотрит, улыбается небу земля – олицетворение.5
Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна.Долина тихая внимаетЖурчанью мирного ручья.И темный лес, склоняясь, дремлет Под звуки песни соловья.Внимая песням, с берегами, Ласкаясь, шепчется река.И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника.В этом стихотворении поэт трепетно и нежной рисует весенний вечер, здесь чувствуется не только приглашение полюбоваться красотой природы, но и призыв защищать её от разрушения, небрежного отношения к ней, жестокости.В стихотворении «Ночь» мы так же можем услышать эти же спокойныеласковые звуки. Ученик читает стихотворение.НочьУсталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна,6
С.А.Есенин воспринимает природу как живое, одушевленное существо:«Тихо дремлет река», «луна всё вокруг серебрит», « в природе всё спит »-олицетворение.Стихотворение «Колокол дремавший..»Назовите, какое художественно-выразительное средство применяет поэт в строчках:Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля…..Звонко побежала Резвая волна...Тихая долинаОтгоняет сон… (олицетворение, метафора)Природа приобретает у Есенина свой образ и язык. Поэт очень любил осень. Как вы думаете почему?Ученица читает стихотворение «Отговорила роща золотая…»Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком,7
И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не опадёт трава,Как дерево роняет грустно листья,Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.8
Это стихотворение очень мелодично, на его слова была написана мелодия.Как вы понимаете слова : «В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.» Физкультминутка для глаз (компьютер)Как всегда в природе бывает, вслед за осенью зима наступает.Ученик читает стихотворение «Зима»Вот уж осень улетела, И примчалася зима.Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.Вот морозы затрещали И сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй «спасибо» за труды.Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высотыСнег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой.Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.Какое художественно-изобразительное средство применяет автор в следующих строчках: « Как на крыльях прилетела..», « А снежинок стаяВсё в окно стучится И, слезами тая,По стеклу струится»9
Чтение стихитворения «Пороша» :Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу.Только серые вороны Расшумелись на лугу.Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку,А под самою макушкойДолбит дятел на суку.Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.Самое любимое дерево у Есенина – берёза, олицетворение нежности, чистоты.Ученица читает стихотворение«Белая береза»Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром.На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.А заря, лениво Обходя кругом,Обсыпает ветки Новым серебром.10
Видео показ – презентацияУченик читает стихотворение «Разгулялась вьюга»Разгулялась вьюга. Наклонились ели.До земли. С испуга - Ставни заскрипели.И в окно снежинки Мотыльками бьются,Тают, и слезинкиВниз по стеклам льются. Жалобу кому-тоВетер шлет на что-то И бушует люто:Не услышал кто-то. А снежинок стаяВсе в окно стучится И слезами, тая,По стеклу струится.-А могут ли ставни заскрипеть с испуга?После долгой зимы опять наступает весна. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев.Физкультминутка - «Деревья..»Руки как ветки,А мы как деревья,Теперь мы как будто в лесу.Мы руки поднимемИ резко опустим,Как ветер сбивает росу.Чуть в стороны руки,И плавно помашем,Так в небе летят журавли.И как они сядут, Мы тоже покажем – Крылья сложить мы должны.11
Ученик читает стихотворение « Черёмуха»Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.Кругом роса медвяная Сползает по коре,Под нею зелень пряна Сияет в серебре.А рядом, у проталинки, В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.Ручей волной гремучею Все ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.Работа над словами . МедвянаяПряная12
ГремучаяОбдаетВкрадчиво Под кручеюДля образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.-В чем же сила стихотворений есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?(Стихотворения учат любить природу, все живое, учат любить Родину, видеть красоту родной природы)--Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений. Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать всё прекрасное. А для этого надо чаще обращаться к поэзии, к нашей литературной сокровищнице- В заключении мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.13
Поднялись туманы Над рекой и лугом, Стал Сергей ЕсенинНашим близким другом.И стихи, и песни Зазвучат певуче, Солнышко протянетК нам в окошко лучик. И его зайчонок Пробежит лукаво, Принесёт улыбкиИ большим, и малым.14