Презентация проекта Пейзаж в творчестве мастеров слова и кисти
Работа выполнена творческой группойУчащихся 8 «б» и 10 «а» классаСостав группы:10 «а»Крылова Анастасия Кудрявцева Диана8 «б»Тихомирова СветланаСомова КсенияНаучный руководитель:Учитель литературыи русского языка:Ястребова Наталья Станиславовна Пейзаж философия живопись литература поэзия проза Схема межпредметного проекта ЦЕЛИ:1. полно и глубоко представить красоту окружающего мира 2. увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти при изображении природы3. воспитание эстетического вкуса4. использование материалов проекта для подготовки к экзамену по литературе (сочинение), а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку (связанных с анализом текста + на уроках литературы, МХК, ИЗО) ЗАДАЧИ:1. работа с информацией, источниками, словарями, энциклопедиями и специальной литературой2. анализ художественных произведений писателей второй половины XIX века3. создание приложения (вариант заданий ЕГЭ, перечень тем сочинений, таблиц художественных средств выразительности, употребляемых при анализе лирических произведений)4. сопоставление стихотворений разных поэтов5. представление о пейзаже в творчестве художников русской живописи Пейзаж Пойми живой язык природыИ скажешь ты:-Прекрасен мир.И. С. Никитин.Природа учит нас понимать прекрасноеК. Г. Паустовский.Толкование слова по словарю С. И. ОжеговаПейзаж:Общий вид какой-нибудь местности.Рисунок, картина, изображающая виды природы в литературном произведении.Определение пейзажа в литературоведенииПейзаж ( от франц. Pay sage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический, фантастический, астральный. Природный Деревенский Городской Необходимый для развития действий «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского Необходимый для характеристики персонажа «Подросток» Лирический Москва в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина Самоценный «Прогулка в Академию Художеств» К. Н. Батюшкова Вымышленный «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Пейзаж (по объекту изображения) Поднятая целина в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова Пейзаж-символ М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский Создание вымышленного художественного мира Сны и иллюзии персонажей Вымышленный пейзаж в контексте реалистического произведения Информативно-познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности Исследовательский подход «натуральной школы» Экзотический пейзаж романтиков Пейзаж «Самоценный» Описание- героем- автором Сопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей Пейзаж, необходимый для развития действия Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приемов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение Собственно лирический (выражение чувств автора) Пейзаж настроения ( обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций) Лирический пейзаж ( не связан напрямую с развитием сюжета) Пейзаж (художественная функция) Общий пейзаж в творчестве писателей второй половины XIX века И.С. Тургенев В.Г. Короленко Ф.М. Достоевский Л.Н. Толстой Природа в изображении поэтов Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. А.С.Пушкин. ***Этот листок, что засох и свалился,Золотом вечным горит в песнопенье А.Фет***Я цветок назвала – и цветок заалел,Венчик вспыхнул и брызжет пыльцаПтицу я назвала – голос птицы запел,Птенчик выпорхнул в свет из яйца Ю. Мориц Философы и поэты о природе Есть в человеке «безумье, нарушающее природный строй, но есть безумье и спелость в самой природе, враждебные человеческому разуму». К концу 19 века поэтическая философия природы пришла с таким итогом: природа божественна и прекрасна, но есть в ней и равнодушное, и грозное начало. Разновидности пейзажаИдеальный пейзаж Элементами идеального пейзажа можно считать следующие:Мягкий ветерок, овевающий, доносящий приятные запахи.Вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду.Цветы, широким ковром устилающие землю.Деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень.Птицы, поющие на ветвях. ***Плоды, румянцем испещрены,И ветви, медом орошены,Весну являют с летом вдруг.М.Ломоносов У Тютчева идеальный пейзаж становится «пейзажем души» - когда душа переживает сладкое забытье, растворяясь в природе Так, в жизни есть мгновения – И птицы лишь небесныеИх трудно передать, Беседуют со мной.Они самозабвения И любо мне, и сладко мнеЗемного благодать. И мир в моей груди,Шумят верхи древесные Дремотою обвеян я -Высоко надо мной, О время, погоди! Унылый пейзаж Ум тупеет, грудь устала,Чувство стынет в этой мгле. Я.Полонский.Почти вся поэзия второй половины 19 века, проникнута унылыми пейзажными мотивамиОбщие признаки мрачного и серого пейзажа:Исчезает луна, придававшая таинственность мрачному пейзажу, освещение серое, нет ни солнца, ни луныНа небе появляются тучи- серые, лохматые, рваныеВ подтексте «серого» пейзажа болезнь, голод. Нищета. «Больной, озябший и голодный»Дождь- один из определителей унылого пейзажа. «слезы льются, как льются струи дождевые, в позднюю осень порою ночной» (Ф.Тютчев)Мокрота, сырость, промозглостьЛипкая грязь, дорожная слякоть, мокрый снегМокрая опавшая листва – знак увядания и гниенияЗаунывный ветер над голым полем: «ветер осенний жалобно стонет»Галки и вороны- обыденные серые дневные птицы. Природа в изображении поэтов второй половины XIX века Поэзия Тютчева Лирика Фета Природа в изображении Тютчева Природа живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная.Трудно уловить, где заканчивается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора,Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Природа в изображении Фета Природа живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная в своих проявлениях, в своем звучании.Гармония и тишина природы Фета вызывает гармонию и в душе человека. Далеко, в полумраке, лугами. Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разметались, как дым, облака… Художники-пейзажисты А.К.Саврасов И.И.Шишкин И.И.Левитан А.И.Куинджи В.Д.Поленов Особенности каждого художника-пейзажиста А.К.Саврасов – родоначальник русского пейзажа. «Грачи прилетели» 1871г. И.И.Шишкин – точность рисунка, суховатая живопись, пристрастие к монументальной композиции. «Рожь» 1878г. А.И.Куинджи – освещение, контраст света и тени. «Днепр» 1881г. В.Д.Поленов – игра красок, световые эффекты. «Бабушкин сад» 1878г. И.И.Левитан – расплывчатые очертания, неуловимость линий, торжество красок. «Золотая осень» 1895г. Главным итогом нашей работы над проектом является то, что мы смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше творчество можно воплотить в организации внеклассных мероприятий с учащимися:1-4 классов – выставка рисунков, посвящённых теме природы, конкурс чтецов;5-6 классов – конкурс творческих работ-сочинений «Описание по картине» (по выбору учащихся художника-пейзажиста);7-8 классов – конкурс исследовательских работ «Анализ лирического произведения. Тема природы»;9 классов – конкурс исследовательских работ «Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов, объединённых темой природы»;10-11 классов – ЕГЭ (см. приложение). Итоги