Презентация по биологии на тему Многообразие и значение водорослей (6 класс, ФГОС)
Низшие растенияМногообразие и значениеводорослей в природе ижизни человека
Цель урока:Получить представление о строении, жизнедеятельности и разнообразии водорослей.
Задачи урокаУзнать, что такое водоросли и почему их относят к низшим растениям;Познакомиться со строением и многообразием водорослей; Выяснить, какую роль играют водоросли в природе и жизни человека.
Какие растения называют «низшими»? Низшие – растения, тело которых не расчленено на органы, а представляет слой клеток (слоевище, или таллом). Слоевище может быть одноклеточным или многоклеточным.
Одна из древних групп фотосинтезирующих растений. Насчитывает около 30 тыс. видов. Водоросли -
Где встречаются водоросли? Это в основном водные организмы, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, пнях и других местах с повышенной влажностью.
Понятие «водоросли» Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.
Альгология – наука о водорослях
Многообразие водорослей
Хроматофор - этоКрупная чашеобразная пластида низших растений, содержащая хлорофилл и другие пигменты.
Водоросли
ХламидомонадаОдноклеточная зеленая водоросль со жгутиками. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром, светочувствительное тельце красного цвета, круглая вакуоль, заполненная клеточным соком и две маленькие пульсирующие вакуоли.
Как происходит размножение хламидомонады?
Хлорелла- одноклеточная зеленая водоросль, широко распространена и в пресных водоемах и на влажных почвах. Её мелкие шаровидные клетки видны только с помощью микроскопа. Шаровидная клетка хлореллы содержит одно ядро и чашевидный хроматофор.
ХлореллаХлорелла отличается очень высокими темпами размножения. Является полезным растением для человека, т.е. содержит много полноценных белков, витаминов и других питательных веществ. Используется для восстановления воздуха в космических кораблях.
Улотрикс и спирогира– многоклеточные нитчатые водоросли.
РизоидыБесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых водоросли прикрепляются к грунту -
Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Вегетативное размножение происходит путем отрыва нитей и их дальнейшего роста. Бесполое размножение осуществляется при помощи зооспор, половое – при помощи гамет. Улотрикс
У спирогиры при половом размножении происходит соединение нитей: они сближаются, склеиваются слизью. У них образуются боковые отростки клеток, которые соединяются. По образовавшемуся каналу содержимое одной клетки перетекает в другую. Сливаясь, они образуют зиготу, которая падает на дно водоёма. После периода покоя зигота прорастает. Спирогира
Бурые водоросли
Бурые водорослиПреимущественно морские растения, они широко распространены в прибрежных зонах морей. Таллом их многоклеточный и достигает у некоторых видов до нескольких десятков метров. Размножаются вегетативно, зооспорами и половым путём. Ламинария
Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, чтобы удерживаться в вертикальном положении. К грунту они прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся слоевищем. Бурые водорослиФукус имеет воздушные пузыри («поплавки»). При наступлении прилива они всплывают, заставляя водоросль расправляться.
Красные, или багряные водорослиБагрянки. В основном многоклеточные морские растения. Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоемах. Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира
Каково значение водорослей в природе и жизни человека?Работа в парахИзучив текст учебника на с. 43, составьте кластер (схему) о значении водорослей в природе и жизни человека.
Итог урока:Водоросли – низшие растения, их тело представлено в виде слоевища (таллома). В их клетках содержатся хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Размножаются бесполым и половым путем.
Ваши ощущения: Я узнал…Я научился…Мне понравилось…Я затруднялся…Моё настроение …Все, что запланировал, на уроке сделал (да ,нет)
Домашнее задание Изучить §11, ответить на вопросы. Выучить термины: водоросли, альгология, низшие растения, хроматофор, таллом, ризоиды, хламидомонада, гаметы, зооспоры, улотрикс, спирогира, ламинария.