Отражение событий гражданской войны в литературе


Отражение событий гражданской войны в литературе Я стою один меж нихВ ревущем пламени и дыме,И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.М. Волошин Гражданская война – организованная вооруженная борьба внутри одного государства больших, относящихся к различным социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность. 30. 08. 1918 г. - покушение на жизнь Ленина эсеркой Каплан.26 бакинских комиссаров арестованы правительством «Диктатуры Центрокаспия» и расстреляны эсерами и английскими интервентами 20. 09. 1918 г. в Закаспии. Убийство В. Володарского, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, и Председателя петербургского ЧК М. С. Урицкого. Оба убиты эсерами. Из приказа № 564 генерала Майковского от 30. 09. 1919 г. «Враждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте». В 1918 - 1919 гг. только в Екатеринбургской губернии колчаковцами было расстреляно 25 тыс. человек. 5. 04. 1920 г. Сергей Лазо - командир партизанского отряда в Приморье после пыток был сожжен в паровозной топке В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге была казнена царская семья: царь с женой, пятеро их детей и прислуга (всего 11 человек).5. 09. 1918 г. СНК принял постановление о Красном'терроре. Из приказа Председателя РВС республики войскам и советским учреждениям Южного фронта №65 от 24.11.1918 г.: «Дома, в которых будут скрыты дезертиры, подвергать сожжению». В сентябре 1918 г. расстреляно 2.600 человек.За осенние месяцы по 20 губерниям расстреляно 5 тыс. человек. За июль-декабрь 1918 г. в 13 белогвардейских губерниях казнено около 22 тыс. человек Белый Красный В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло более 8 миллионов человек Все рядком лежатНе развесть межой.Поглядеть: солдат.Где свой, где чужой?Белым был – красным стал:Кровь обогрила.Красным был – белым стал:Смерть побелила.Марина Цветаева РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМА.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ»Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ»А.СЕРАФИМОВИЧ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»Н.ОСТРОВСКИЙ «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ»М.БУЛГАКОВ: «Бег», «Дни Турбиных», «Белая гвардия»И.БАБЕЛЬ «КОНАРМИЯ»И.БУНИН «ОКАЯННЫЕ ДНИ»М.ГОРЬКИЙ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ»Б. ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»М. ШОЛОХОВ «Донские рассказы» «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе , случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей» А.А.Фадеев Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21 гг. А. Фадеев ЗаданиеОпределить композицию и сюжет романаДоказать, что главный композиционный приём в романе – антитеза (образы Морозки и Мечика).Привести примеры, соответствующие следующим проблемам:Человек на войне. Взаимоотношения руководителя-большевика и народных масс. Процесс переделки людей в революции.Проблема гуманизма. Судьба интеллигенции в революции. 1-10 главы – сюжетная завязка романа. Боевые действия не изображаются. Пять недель отряд находится на отдыхе. Левинсон, командир отряда, получает указание из города с целью «сохранить отряд как боевую единицу». путь к разгрому отряда проникновение во внутренний мир героев Трехчастная композиция романа проверка характера в «деле» 11-13 главы Описание бесконечных переходов; батальных сцен нет. Даны ключевые сцены романа: смерть Фролова, случай с глушением рыбы, конфискация свиньи у корейца, разговор Левинсона с Мечиком. 14-17 главыкульминация и развязка Отряд показан в сражениях. Изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное – показ того, на что способен каждый герой в решительную минуту. внешний «красные» и «белые» Антитеза главный композиционный приём в романе Разных уровни внутренний добро – зло, любовь – ненависть, анархия – дисциплина МорозкоРабочийСтихийное началоОсознанно пришел в революциюТянется к Левинсону, БаклановуВ нем развито общественное начало - дает «шахтерское слово» МечикИнтеллигентРомантическое началоНеосознанно пришел в революциюТянется к Пике, ЧижуЛюбит прежде всего себя Вместе отправлены в дозор Спас отряд ценой жизни Струсил, сбежал Нравственное самоубийство В отряд Мечика привели романтические представления о революционной борьбе, о партизанах. Эти иллюзии также отделяют Мечика от остальных. Он разочаровывается, отчаяние его настигает, и при первой возможности дезертировать Мечик это и делает, хотя бегство кажется ему мучительным, так как «несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе», и не потому (это Фадеев подчеркивает), что погибли люди из отряда. Мораль Мечика не совпадает с партизанской моралью, потому что Мечик проповедует христианские истины, такие, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего». Но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм. А.А.Фадеев: “Конечно, Мечик примкнул к революционному движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа”. Советские критики-литературоведы: “…Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..” Григорий Яковлев: “У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны”. Мечик: себялюбивый индивидуалист или юный романтик, растерявший свои идеалы Мечик противится отравлению Фролова, убийству крестьянина в «жилетке», воровству в отряде, всякой жестокости и грубости. Мечик не чувствует классовой ненависти, он видит и жалеет страдающего человека. Война — противоестественное состояние, и Мечик понимает это: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью».Но в результате его трусости погибли люди. А.А.Фадеев: “По первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного “героизма” или “страдания”, на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны”. Является ли последняя глава логическим завершением образа героя? Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? (“Переделка людей”). Образ командира Левинсона Левинсон полностью подчинил свою жизнь служению народу. В его душе живет светлая мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен стать человек, рожденный революцией. Левинсон — человек долга, холодный, непоколебимый, превыше всего ставящий дело, «человек особый, правильной породы». Левинсон знал, что вести людей можно, только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно сильным, мужественным человеком. 1. Человек на войне. 2. Взаимоотношенияруководителя-большевика и народных масс.3. Процесс переделки людей в революции.4. Проблема гуманизма. 5. Судьба интеллигенции в революции. Исаак Бабель В 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях, он написал цикл рассказов “Конармия”, работая в качестве корреспондента газеты под псевдонимом К. Лютов.В Первая Конная, показанная писателем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденновцах официальная пропаганда. Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности, которые Бабель поначалу видел в революции и в «очистительной» гражданской войне. Началась травля писателя, у истоков которой стоял С.М.Буденный. Рассказ «Письмо»Составить схему-систему образов в рассказе.Определить проблемы, поднятые в рассказе. Рассказ «Мой первый гусь»Рассказ автобиографический. Дайте характеристику главного героя.Определить проблемы, поднятые в рассказе.Объясните последнюю фразу произведения. Рассказ «Письмо» Ребенок Семья Мать Война Война идейКонфликт поколений УбийстваОтец- убивает сынаСын убивает отца ЦельБлаго Родины РезультатУничтожение самого святого – семьи, семейных устоевМоральный распад общества Рассказ «Мой первый гусь» Главный герой Кирилл Лютов, интеллигентПервая Конная армия С. Буденногосуровые нравы «Товарищ, - сказала она, помолчав, - я желаю повеситься…» «Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло» Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности Сопоставьте сцену «Убийство Фролова» с эпизодом из рассказа И. Бабеля «Смерть Долгушова»: Как ведут себя Левинсон и Лютов? Что каждый из писателей считает нравственным и гуманным?Какая проблема обозначена авторами? Левинсон Фадеева не может произнести слова «убить», но знает, что это нужно сделать. Фадеев допускает возможность при определённых жизненных обстоятельствах нарушить норму жизни. Цель у него оправдывает средства её достижения. У Бабеля жизнью распоряжается сам Долгушов – он просит о смерти, а Фролов хочет жить, его жизнью распоряжаются другие. Для Бабеля жизнь священна. У Бабеля всё, что служит человеку. нравственно и гуманно У Фадеева всё, что служит революции Рассказ «Родинка»Дайте характеристику главным героям рассказа.Как в рассказе соотносится вечное (непреходящие ценности) и вещное (ценности данного времени). К чему призывает автор произведения? Рассказ «Продкомиссар»Композиция рассказа отличается зеркальностью: было - теперь. Докажите это, проанализировав судьбу героев.К чему призывает автор произведения? Рассказ «Родинка» вещное (ценности данного времени) вечное (непреходящие ценности) Рассказ «Продкомиссар»Композиция рассказа отличается зеркальностью теперь было Писатели в своих произведениях показывают античеловеческий характер гражданской войны, в которой рушатся нравственные ценности, уничтожается все самое святое в жизни человека