Отчет по самообразованию«Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению»


«Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению» отчёт по теме самообразования учителя начальных классов МБОУ СОШ № 16 г. Усолье - СибирскоеТкаченко Светланы Владимировнысрок реализации: 2 года2012 - 2014 г. Актуальность Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?Существуют разные причины такого спада: усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером; резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников; количеством часов (3 часа в неделю в каждом классе) и новым взглядом на воспитание читателя. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Повысить читательскую компетентность, понимаемую как совокупность знаний, навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме. создать условия для развития творческих способностей учащихся и развивать интерес к предмету через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения; - создать атмосферу творческого поиска и условий для формирования самодостаточной личности обучающегося, адаптированной к социуму; развитие читательской компетентности обучающихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;- сформировать методический комплекс упражнений, направленный на развитие творческих способностей (методические разработки уроков, творческие задания). Чтение методической, педагогической и предметной литературы;Обзор в интернете информации по данной теме;Прохождение курсов повышения квалификации;Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;Участие в дискуссии, совещании, обмена опытом с коллегами;Изучение современных технологий и методик в процессе интерактивных тренингов;Проведение открытых уроков ;Общение с коллегами в школе, городе, районе и в Интернете по данной проблеме. Перечень вопросов по самообразованию: ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ повышение качества преподаваемого предмета ( литературное чтение);создание персонального сайта;регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Форма самообразования:(индивидуальная, групповая, коллективная)  Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседании ШМО, участие обучающихся в конкурсах. 1.показатели техники чтения2.восприятие художественного произведения3.наличие устойчивого интереса к чтению книг4.развитие читательского кругозора5.усвоение программы в целом руководство воспитательными целями произведенияжанровое и тематическое разнообразиеучет возрастных особенностей детей, принцип доступностипринцип индивидуального интереса, самостоятельности обучающегося в выборе книги Ведение читательского дневника Активные читатели 3 классАщеулова ВикторияКислов Евгений 4 классБорисов АлексейКислов ЕвгенийАщеулова ВикторияКутубаева ВероникаСинякова ЮлияРубцова ЕкатеринаЗолотова Валерия «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности» К.Д. Ушинский РЕЗУЛЬТАТЫ Открытое мероприятие «Любите книгу круглый год»,20.02.2014 год Буклеты Книжки - малышки Участие в школьном конкурсе чтецов «Осенняя пора», 2013 год, 1 место, Кислов Евгений ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проводимая мною работа по формированию мотивации школьников к чтению дает результаты: Мои ученики умеют самостоятельно  выбирать книги для чтения,- извлекать из текстов интересную и полезную информацию; -давать правильную оценку литературным героям  и их поступкам, -работать с разного вида  источника.У  детей  повысился уровень чтения. Все учащиеся посещают  школьную библиотеку.     Это является первым осознанным шагом, при формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.