Презентация Формирование читательской компетентности младших школьников, как неотъемлемой части учебной самостоятельности
Формирование читательской компетентности младших школьников, как неотъемлемой части учебной самостоятельностиучитель начальных классов МБОУ СОШ №26 Липихина Т.П.
Формирование у обучающихся учебной самостоятельности - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Учебная самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне.
Читательская компетентность учащихся - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Читательская компетентность определяется:владением техникой чтения;приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Современные образовательные технологии:Развитие критического мышления;Проектная деятельность;Обучение оптимальному чтению;ТРИЗ.
Приемы технологии развития критического мышления:чтение с остановками;«толстые и тонкие вопросы»;таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;написание творческих работ;кластер;перепутанные логические цепочки.
Элементы проектной технологии:подготовка различных плакатов, памяток, моделей;организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей; проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов и т.д.
Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев)Важна не длительность, а частота упражнений.Жужжащее чтение.Ежеурочные пятиминутки чтения.Чтение перед сном.Режим щадящего чтения.Развитие оперативной памяти.Кроссворды и тесты.
Приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер):Модель «Создай паспорт»;Модель «Морфологический ящик/копилка»;Модель «Да–нетка»;Модель «Раскадровка».
Читательские умения
Техника чтения
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.
Спасибо за внимание!